Где шекспир ушел на пенсию
XXIV. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
В 1609 году "Слуги короля" приобрели для своих зимних спектаклей театр Блэкфрайерс. Этот театр принадлежал к "закрытым" театрам. Сюда ходила благодаря более высокой входной плате более зажиточная публика. Успех пьесы решала здесь не шумная народная толпа, как это было в "Глобусе", который принадлежал к "общедоступным (публичным)" театрам, а "знатоки изящного". В годы наступившей в царствование короля Якова I политической реакции "закрытые" театры начинают постепенно одерживать верх над "общедоступными" театрами. А на самих спектаклях "закрытых" театров начинает все яснее сказываться влияние вкусов придворно-аристократических кругов. В свете всего этого знаменателен тот факт, что в 1609 году труппа, к которой принадлежал Шекспир, пригласила на постоянную работу двух новых драматургов - Бомонта и Флетчера. Это были молодые люди аристократического происхождения и аристократических вкусов. Творчество их, по сравнению с творчеством Шекспира, является внешним, формальным. Пьесы Бомонта и Флетчера построены главным образом на остроумных ситуациях, а не на глубине содержания и не на реалистической цельности образов. Бомонт и Флетчер были до некоторой степени предвестниками той легкой, поверхностной, но по-своему блестящей драматургии, которая расцвела в Лондоне в конце XVII века в так называемую "эпоху Реставрации" и наиболее выдающимися представителями которой были Конгрив и Уичерли.
Нашлось немало лиц, которые предпочитали Бомонта и Флетчера Шекспиру. "Шекспир был скучен по сравнению с тобой", - писал поэт Картрайт в 1647 году, обращаясь в стихах к тени Флетчера.
В том факте, что театр пошел по чуждому Шекспиру пути, удаляясь от полнокровного реализма и от народного зрителя, - от того, на чем зиждилось все творчество Шекспира, следует, как нам думается, искать наиболее правдоподобный ответ на вопрос, почему Шекспир в 1612 году, после создания "Бури", почти окончательно порвал с театром и удалился в свой родной Стрэтфорд.
Здесь провел он последние годы жизни. Как пайщик театра, он составил себе довольно значительное состояние. Он владел одним из лучших домов в Стрэтфорде. По словам его первого биографа, Роу (1709), он провел последние годы жизни "в довольстве, уединении и беседах с друзьями". Соответствует ли эта идиллическая картина действительности? Был ли он внутренне счастлив? На этот счет мы можем лишь строить предположения.
Его, повидимому, тянуло к театру. В 1613 году он побывал в Лондоне. Возможно, что с этим приездом в столицу связано его сотрудничество с Флетчером в создании пьесы "Генрих VIII" и, как полагают некоторые исследователи, пьесы "Два благородных родича". Во время своего пребывания в Лондоне он исполнил и следующий заказ.
24 марта 1613 года торжественно праздновали десятилетие воцарения короля Якова I. По этому случаю для аристократической молодежи был устроен рыцарский турнир. Щит каждого участника турнира, по обычаю, был расписан фигурами - эмблемами, под которыми стоял соответствующий девиз. Молодой граф Ретлэнд, недавно унаследовавший титул, был страстным любителем театра и покровителем актеров, как и его предшественник по титулу, - тот граф Ретлэнд, которому одно время приписывали пьесы Шекспира (см. главу XXV. "Вопрос об авторстве"). Он заказал расписать свой щит Ричарду Бербеджу, владевшему помимо мастерства трагического актера, также кистью живописца; сочинить же девиз он заказал Вильяму Шекспиру. Из сохранившейся расходной книжки графа видно, что Бербедж и Шекспир получили за эту работу по 54 шиллинга. Во время своего пребывания в Лондоне Шекспир купил дом в районе Блэкфрайерс за крупную сумму в 140 фунтов стерлингов.
В ноябре 1614 года Шекспир, как это видно из сохранившегося дневника его родственника Томаса Грина, опять побывал в Лондоне. Это были, должно быть, редкие отъезды, нарушавшие его уединенную жизнь в Стрэтфорде.
Шекспир, судя по некоторым, правда весьма смутным, данным, принимал участие в жизни своего родного города. В 1611 году он пожертвовал деньги на улучшение дорог. В 1614 году стрэтфордские горожане были взволнованы тем, что местные помещики Комбы задумали огородить участок стрэтфордских общинных земель. Насколько можно судить по отрывочным данным, Шекспир был одним из тех, кто стремился уладить это дело миром.
25 марта 1616 года Шекспир подписал свое завещание, которое вызвало и вызывает столько споров и недоумений среди биографов великого драматурга.
Основную часть состояния Шекспир завещал своей дочери Сузанне Холл, жене врача. Другой дочери, Юдифи, он оставил 300 фунтов стерлингов деньгами и кубок из золоченого серебра. Жене своей Анне Шекспир он оставил. "вторую по качеству кровать" с матрацем, подушками, одеялами - и больше ничего. Правда, биографы утешают нас тем, что Анна Шекспир была всё равно обеспечена, так как получала по закону пожизненно третью часть доходов с недвижимой собственности покойного мужа. Но все же Шекспир мог бы здесь добавить несколько ласковых слов, как это обычно делалось в завещаниях. Кроме того, при покупке упомянутого нами дома в районе Блэкфрайерс Шекспир отдельной оговоркой в купчей крепости лишил свою жену права пользоваться доходами с этого дома. Все это как будто говорит о разладе, существовавшем между Шекспиром и его женой. Но, с другой стороны, стрэтфордские старожилы впоследствии рассказывали том, что Анна Шекспир перед смертью "настойчиво просила, чтобы ее похоронили в могиле мужа". Если бы Шекспир был несчастен в семейной жизни, до нас, вероятно, дошли хотя бы смутные слухи об этом через устное предание. И сам собою напрашивается вопрос: не имеем ли мы здесь дело с тем раздражением на особенно близких людей, которое часто охватывает больных, пораженных тяжелым недугом? Подписи Шекспира на листах завещания свидетельствуют о том, что рука его в то время сильно дрожала.
Шекспир оставил деньги на покупку кольца, эмблемы памяти и дружбы, Ричарду Бербеджу, а также двум другим товарищам по сцене, Хеминджу и Конделю, которые впоследствии, в 1623 году, выпустили первое собрание пьес Шекспира.
Джон Уорд, бывший священником в Стрэтфорде с 1662 по 1681 год, записал в своем дневнике (вероятно, со слов старожилов), что Шекспир, Бен Джонсон и поэт Драйтон "провели веселую встречу" и при этом "уж слишком сильно выпили", что и явилось причиной смерти Шекспира. Биографы предполагают приступ грудной жабы - болезни, которой, кстати сказать, страдают многие актеры.
Шекспир умер 23 апреля 1616 года, как раз в тот день, когда ему исполнилось 52 года. Он похоронен в стрэтфордской церкви. Над могилой его написаны стихи, заклинающие не трогать его праха. Первоначальное предание приписывало эти стихи, точнее - вирши, самому Шекспиру. Но написаны они очень плохо. Всего вероятней, что они принадлежат какому-нибудь местному виршеплету, сочинявшему надгробные эпитафии. Естественно предположить, что этот виршеплет в своих строках излагал волю покойного. Дело в том, что время от времени из могил вытаскивали останки, чтобы освободить место для новых покойников, и выбрасывали эти останки в общий костник. Вспомним, как бесцеремонно обращается с черепом Йорика могильщик в "Гамлете". Глядя на черепа и кости, которые выбрасывает из ямы могильщик, принц датский с отвращением и скорбью думает о том, что из этих костей, возможно, понаделают бабки. "Мои кости болят при мысли об этом", - говорит Гамлет. Очевидно, эта мысль издавна преследовала Шекспира. Стихи над могилой Шекспира явились причиной того, что и сейчас прах его попрежнему покоится в небольшом (насчитывающем около двенадцати тысяч жителей), но прославленном его именем городке Стрэтфорде и не перенесен в Вестминстерское аббатство.
-Рубрики
- Пером и кистью. (2707)
- TV. Кино и Подмостки (1667)
- Обо всем (1467)
- Интересно (1004)
- Кумиры (834)
- Видео/Фото/Фильмы/Концерты. (824)
- Старый, добрый шлягер (784)
- Музыканты,художники, композиторы, поэты, писатели (709)
- Истории (706)
- Аудиоальбомы (691)
- Джаз,Рок,Блюз. (680)
- СуперStars (602)
- УЛЫБНЕМСЯ И МЫ (483)
- Суперхит XX века (460)
- Звезды в "Музыкальной гостиной" (393)
- "СССР" - ретро (361)
- Бельканто (Любимые голоса) (270)
- Русский шансон (234)
- Одесские истории (233)
- Музыка на века (224)
- Культура, искусство, история (211)
- Легенды русского шансона. (211)
- Опера, оперетта, классическая музыка, балет. (203)
- Лирика романса (172)
- Маленький ретро концерт (163)
- Биографии (160)
- История классики шансона (137)
- Музыка ретро (113)
- Песня.Романс (104)
- Звезды русской эмиграции (82)
- Мемориал (77)
- Петр Лещенко (50)
- шансон (40)
- Литературный раздел (11)
-Метки
-Я - фотограф
Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
-Поиск по дневнику
-Статистика
Ранние пьесы Шекспира были написаны в общепринятом стиле того времени, со сложными метафорами и риторическими фразами, которые не всегда естественно совпадали с сюжетом или персонажами истории.
Однако Уильям был очень изобретателен, приспосабливая традиционный стиль к своим собственным целям и создавая более свободный поток слов. С небольшими вариациями Шекспир в основном использовал метрическую схему, состоящую из строк пятистопного ямба для сочинения своих пьес. В то же время во всех пьесах есть отрывки, которые отклоняются от этого и используют формы поэзии или простой прозы.
За исключением трагической истории любви Ромео и Джульетты, первые пьесы Шекспира были в основном историческими. Генрих VI (части I, II и III), Ричард II и Генрих V драматизируют разрушительные результаты слабых или коррумпированных правителей и интерпретируются историками драмы как способ Шекспира оправдать происхождение династии Тюдоров.
Юлий Цезарь изображает переворот в римской политике, который, возможно, резонировал со зрителями в то время, когда стареющий английский монарх, королева Елизавета I, не имела законного наследника, создавая тем самым потенциал для будущей борьбы за власть.
Шекспир также написал несколько комедий в ранний период своей жизни: «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь» и многие другие.
Именно в более поздний период жизни он написал одни из самых выдающихся трагедий: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и «Макбет». В них герои Уильяма представляют яркие впечатления о человеческом темпераменте, вневременном и универсальном. Возможно, самая известная из этих пьес – «Гамлет», которая исследует предательство, возмездие, кровосмешение и моральную несостоятельность.
В последний период жизни он написал несколько трагикомедий. Среди них – «Цимбелин», «Зимняя сказка» и «Буря». Хотя они и более серьёзны по тону, чем комедии, они не являются мрачными трагедиями по сравнению с «Королём Лиром» или «Макбетом», потому что они заканчиваются примирением и прощением.
Уильяму было не чуждо заниматься своим ремеслом в трудных условиях. Он работал в Лондоне, когда бубонная чума всплыла в 1592 году и снова в 1603 году, последняя особенно смертельная вспышка, которая унесла с собой более тридцати тысяч жизней местных жителей.
В 1606 году, когда Англия оправилась от почти состоявшегося покушения на короля Якова, чума вернулась, чтобы снова опустошить лондонцев. Но Шекспир знал, как вести себя в сложившейся ситуации, угрозы королевских переворотов и изнурительная болезнь не помешали ему завершить три из его великих трагедий – «Король Лир», «Макбет» и Антоний и Клеопатра».
В ноябре 1605 года власти обнаружили три дюжины бочонков пороха под лондонским Вестминстерским дворцом в попытке совершить нападение (с целью убийства) на короля Якова и Палаты лордов. Хотя заговорщики в пороховом заговоре были схвачены, как отмечал шекспировед Джеймс Шапиро в год «Короля Лира», их суд и казни несли навязчивое напоминание о столкновении с анархией в 1606 году и отчётливо передавали мрачное драматическое настроение сюжетной линии трагической судьбы Лира, слепом к истинной природе своих дочерей.
Исключением не стала и пьеса «Макбет», повествующая о дворянине, доведённом до безумия своим кровожадным стремлением захватить шотландский трон.
В то лето Уильям и его современники были отвлечены от недавних событий, касающихся монархии, когда чёрная смерть вновь неожиданно настигла горожан. Вспышка 1603 года привела к директиве тайного совета, который закрыл театры, когда число смертей от болезней в неделю превысило отметку больше тридцати человек. И тогда Уильяму ничего не оставалось, как остаться наедине с собой и собственными мыслями, полностью отдавшись во власть пера и бумаги. Так родилась очередная трагедия под названием «Антоний и Клеопатра».
История повествует о Марке Антонии, римском военачальнике и триумвире, который страстно влюблён в Клеопатру, царицу Египта и бывшую любовницу Помпея, и Юлия Цезаря. Вызванный в Рим после смерти своей жены Фульвии, которая открыто противостояла его коллеге триумвиру Октавию, Антоний сглаживает остаточный политический раскол, женившись на сестре Октавия, Октавии. Известие об этом событии приводит Клеопатру в ярость. Однако возобновившаяся ссора с Октавием и желание Клеопатры заставляют Антония вернуться в объятия возлюбленной. Когда соперничество перерастает в войну, Клеопатра сопровождает Антония в битву при Акциуме, где её присутствие оказывается катастрофическим с военной точки зрения. Она возвращается в Египет, и Антоний следует за ней, преследуемый Октавием. Предвидя конечный результат, друг Антония и верный ему офицер Энобарб покидает его и присоединяется к Октавию.
В Александрии Октавий в конце концов побеждает Антония. Клеопатра, опасаясь за свою жизнь в ходе противоречивых действий Антония, посылает ложное сообщение о своём самоубийстве, которое побуждает Антония смертельно ранить себя. Унесённый своими солдатами в тайник королевы в одном из её монументов, он умирает у неё на руках. Вместо того чтобы покориться Римскому завоеванию, убитая горем Клеопатра приказывает доставить ей ядовитую змею в корзине с инжиром. В сопровождении своих верных слуг Чармиан и Ирас она убивает себя.
Несмотря на то, что это было трудное время, Шекспир сделал всё возможное, чтобы продолжить писательство, подарившее миру много удивительных произведений, обсуждаемых на протяжении веков.
Жизнь Шекспира была и остаётся самой настоящей загадкой. Вокруг его биографии витает множество мифов, положивших сомнительное начало тому, что он далеко не автор собственных произведений.
Уильям Шекспир был когда-то успешным драматургом, но не более того. И даже в этой профессии ему не довелось при жизни завоевать звание лучшего: были Бен Джонсон и Кристофер Марло, которые не меньше, скорее даже больше ценились своими современниками. О гениальности шекспировских произведений заговорили спустя довольно много лет после смерти драматурга в 1616 году, а о том, кем все-таки был автор «Короля Лира», «Гамлета», «Ромео и Джульетты» и других великих пьес – и того позже.
XIX век вообще стал эпохой, когда в моде были разные конспирологические теории – веянием времени было сомневаться в казавшихся доселе непоколебимыми истинах. Поднимались вопросы об историчности евангельских персонажей – вплоть до самого Христа, об авторстве гомеровских поэм. Не избежал участи быть подвергнутым исследованию и английский драматург.
Нет ничего удивительного в том, что личность Шекспира и его причастность к созданию пьес и сонетов оказалась в поле зрения любителей литературы: слишком уж много белых пятен и вызывающих настороженность несоответствий отыскивалось в его биографии. Собственно говоря, история сохранила не так много достоверных сведений о том, каким был и как творил этот английский писатель и драматург. Большая часть дошедших до настоящего времени сведений получена из немногих официальных документов и из переписки, в которой упоминается Шекспир.
Он родился в городке Стратфорд-на-Эйвоне – мягко говоря, не в культурной столице Англии. Главным занятием жителей, включая и отца Уильяма, Джона Шекспира, было разведение овец, производство шерсти и выделка шкур. Есть основания полагать, что образования Шекспир не получил, а родители его были, по всей видимости, неграмотными. Правда, Шекспир-старший был богат; а в 1596 году он получил право на герб, после чего его сын Уильям стал именоваться «джентльменом».
Известно, что молодой Шекспир отправился в Лондон, где стал актером и пайщиком театральной труппы, то есть, по сути, менеджером. О его путешествиях и жизни в других странах, сражениях на войне, вращении в высших кругах и опыте придворной жизни нет никаких данных, а между тем, все это подробно и со знанием дела описывается в шекспировских произведениях. Это порождало недоумение - как мог человек из низов, почти крестьянин, писать настолько гениальные произведения на такие разнообразные темы?
Возникали версии о том, что Шекспир, возможно, лишь обеспечивал свою подпись на чужих произведениях, а реальным автором был некто, обладавший нужными знаниями, опытом и талантом, но по каким-то причинам решивший остаться не известным широкой публике.
Кто же этот таинственный персонаж, если, конечно, он существовал в действительности? Пальму первенства в вопросах авторства уверенно удерживают философ Фрэнсис Бэкон и Эдвард де Вер, 17-й граф Оксфорд, а помимо них – еще около восьми десятков кандидатов на звание «истинного Шекспира». И среди них – Роджер Мэннерс, пятый граф Ратленд.
Романтическая биография и ранняя смерть графа Ратленда
Ратленд, или Рэтленд, как принято его называть в отечественном шекспироведении, был персоной довольно любопытной и сам по себе заслуживал пристального внимания. Он родился в 1576 году в замке в Йоркшире, рано, в двенадцать лет, получил титул графа – после смерти отца. К этому времени мальчик уже был весьма образован, обучался в колледже при Кембриджском университете. По традициям того времени, Ратленд, будучи сиротой, поступил под попечение государства, а еще – королевы Елизаветы I.
За свою недолгую жизнь Ратленд успел овладеть многими знаниями и искусствами, обучался и в Англии, и за границей, был слушателем Падуанского университета, получил степень Магистра Искусств, занимал высокие государственные должности. Он располагал огромной библиотекой, доставшейся в наследство от отца и деда, где хранились книги, справочники, словари на латыни, греческом, французском и других языках. Среди друзей и приятелей Ратленда были ученые, поэты и, разумеется, аристократия.
Отправившись в девятнадцать лет в путешествие по Европе, он не просто посетил те места и страны, что упоминает Шекспир в пьесах, доказано, что среди слушателей университета в Падуе во время обучения там Ратленда были двое датских студентов с именами Розенкранц и Гильденстерн. Впоследствии, отправившись в Данию с посольством, он встречался со своими прежними однокашниками. Во время визита Ратленд посетил замок Эльсинор, а вскоре после возвращения графа из Дании в текст пьесы «Гамлет» были внесены вставки и уточнения.
В 1599 году Ратленд женился на Елизавете Сидни, крестнице королевы и дочери поэта Филипа Сидни. Создается впечатление, что молодой граф пользовался расположением английской правительницы. Правда, в 1601 году Ратленд принял участие в мятеже графа Эссекса против королевы, после чего был заключен ею под стражу; самого зачинщика бунта казнили. На период, что Ратленд находился в заключении, приходится и перерыв в творчестве Шекспира. После смерти Елизаветы граф получил свободу.
Граф Ратленд умер в возрасте тридцати шести лет после тяжелой болезни, его забальзамированное тело было переправлено из Кембриджа, где он скончался, в фамильную усыпальницу в Боттесфорде. Никому не было позволено увидеть лица покойного. Через несколько недель умерла и вдова Ратленда, Елизавета. Она не присутствовала на похоронах мужа, не была упомянута в его завещании, а последнее пристанище нашла в Лондоне.
Аргументы в пользу авторства Ратленда
После 1612 года, когда скончался Ратленд, не вышло ни одного нового произведения Шекспира. А в графской библиотеке, в книге расходов замка Бельвуар, спустя три столетия отыскался документ, подтверждающий передачу младшим братом Ратленда Фрэнсисом сорока четырех шиллингов золотом Уильяму Шекспиру и актеру Ричарду Бербеджу. Между прочим, студенческое прозвище Ратленда звучало как shake-speare, то есть "потрясающий копьем".
О том, что Ратленд может быть настоящим автором шекспировских произведений, впервые сделал предположение в 1907 году немецкий писатель Карл Бляйбтрой. Но всерьез эту версию подхватили только в Советском Союзе. П.С. Пороховщиков, юрист и литературовед, считал, что граф Ратленд и его жена Елизавета – подлинные авторы написанного под именем Шекспира. В архивах замка Бельвуар Пороховщикову удалось обнаружить песню из «Двенадцатой ночи» Шекспира, написанную рукой Ратленда. Большой труд в поддержку этой антистратфордианской теории увидел свет в 1997 году, это была книга И.М. Гилилова «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса».
На западе кандидатура Ратленда как «истинного Шекспира» серьезной поддержки не получила. Тем не менее стратфордианцы, а именно так именуются приверженцы классического подхода в шекспироведении, уже давно не настаивают на абсолютной непогрешимости первоначальной версии об авторстве. И пусть Ратленд несколько уступает тому же графу Оксфорду в конкуренции за право «называться Шекспиром», а все же предлагаемая теория о его причастности к английской литературе по меньшей мере заслуживает внимания и заставляет задуматься.
_______________________________________________________________________
Рубрики: | Музыканты,художники, композиторы, поэты, писатели |
Процитировано 9 раз
Понравилось: 27 пользователям
Уильям Шекспир, прославленный драматург, не был творцом своих произведений. Это утверждение давно уже стало расхожим из-за скудности сведений о жизни поэта.
Пьесы Шекспира: история создания
В 70-е годы XVIII века возникла гипотеза, согласно которой автором пьес был не Уильям Шекспир, а другое лицо, пожелавшее остаться неизвестным. За два столетия существования споров и дискуссий выдвинуты десятки гипотез, и сейчас, пожалуй, нет ни одного более-менее известного современника Шекспира, которому не приписывалось бы авторство гениальных пьес.
Обстоятельства жизни великого английского драматурга Уильяма Шекспира сравнительно малоизвестны, ведь он разделяет судьбу подавляющего большинства других авторов своей эпохи, личностью которых современники особо не интересовались. Говоря об изучении биографии драматурга, стоит в первую очередь выделить группу ученых-«нестратфордианцев», члены которой отрицают авторство актера Шекспира из Стратфорда и считают, что это имя, под которым скрывалось иное лицо или группа лиц, причем, скорее всего, реальный актер Шекспир сам дал разрешение на использование своего имени. Отрицание традиционной точки зрения известно, начиная с 1848 года, хотя среди нестратфордианцев нет единства относительно того, кто именно был настоящим автором шекспировских произведений.
Сторонники этой теории полагают, что известные факты об актере Шекспире из Стратфорда противоречат содержанию и стилю шекспировских пьес и стихотворений. Были выдвинуты многочисленные теории относительно предполагаемых кандидатур, и к настоящему времени их насчитывается несколько десятков.
Версии нестратфордианцев основываются на том, что имя «Shakspere», записанное в церковной книги при крещении, и «Shakespeare» (дословно — «потрясающий копьем») — имя, которым подписано большинство произведений, используется для обозначения двух разных лиц. Впрочем, орфография имен собственных в то время не была четко отрегулирована. Современники Шекспира драматурги Бен Джонсон и Кристофер Марло подписывали свои пьесы тоже не совсем так, как их фамилии значились в документах о рождении (Jonson, а не Johnson; Marlowe, а не Marlow, а единственная сохранившаяся подпись Марло вообще выглядит как Marley). Неоднократно утверждалось, что родители, жена и дети Шекспира из Стратфорда были неграмотны. Джон Шекспир вместо подписи ставил крест, хотя старшая дочь Шекспира, Сьюзен, вероятно, была грамотна.
Театр Глобус в Лондоне, где ставились пьесы Шекспира. Источник: wikipedia.org
Лексический словарь произведений Уильяма Шекспира составляет 15 тысяч различных слов, в то время, как современный ему английский перевод Библии короля Якова — только 5 тысяч. Однако, писатели-современники Шекспира (Марло, Джонсон, Джон Донн) были не менее скромного происхождения (к слову сказать, отец Шекспира из Стратфорда был богат и входил в число управляющих города), но их ученость превосходила шекспировскую.
Среди современников Шекспир-драматург никогда не считался высоко образованным, скорее интуитивно одаренным писателем-самоучкой.
Фрэнсис Бэкон — автор «Гамлета»?
Среди потенциальных авторов шекспировских произведений называют Фрэнсиса Бэкона, ссылалась на близость многих его философских идей шекспировскому мировоззрению. Через пьесы Шекспира можно увидеть, что их автор был хорошо знаком с доктринами и идеями мистического учения Розенкрейцеров, близких Бэкону. По этой версии, в изначальных печатных оригиналах первого издания пьес Шекспира содержатся зашифрованные, порой стихотворные послания будущим предполагаемым дешифровщикам, которые содержали ответы на многие исторические несоответствия, раскрывающие тайны английского двора и другую информацию, которой Бэкон не мог поделиться публично.
Портрет Фрэнсиса Бэкона. Источник: wikipedia.org
Другим претендентом на авторство стал Эдуард де Вер, граф Оксфордский. 17-ый граф Оксфорд был придворным поэтом королевы Елизаветы I и занимал должность камергера Англии. Его стихотворения имеют сходство с поэмой Шекспира «Венера и Адонис». К тому же герб графа — лев, потрясающий сломанным копьем, а сам известный аристократ своей эпохи был в курсе дворцовых интриг, отраженных во многих пьесах Шекспира.
Шекспировский вопрос: версия, изложенная в фильме «Аноним»
В художественном фильме «Аноним» (2011 года) представлена версия авторства Оксфорда, что способствовало немалой популяризации шекспировского вопроса. В знак протеста против выхода фильма организация шекспироведов «Shakespeare Birthplace Trust» перечеркнула имя Шекспира на дорожных знаках в графстве Уорикшир, а памятник драматургу в Стратфорде-на-Эйвоне закрыла полотном.
Портрет Эдуарда де Вера. Источник: wikipedia.org
Кристофер Марло: версия об инсценированной смерти
Еще одним кандидатом является современник Шекспира, драматург Кристофер Марло. Есть предположение, что он создал псевдоним «Шекспир», чтобы после своей инсценированной смерти в 1593 году продолжать творить как драматург.
Другой кандидатурой считается Роджер Мэннерс, граф Рэтленд. В колледже Рэтленд имел прозвище «Потрясающий Копьем», а позднее он учился в Падуанском университете вместе с Розенкранцем и Гильденстерном (действующими лицами пьесы «Гамлет»).
Последним из наиболее популярных претендентов является Уильям Стэнли, граф Дерби. Его старший брат содержал собственную актерскую труппу, в которой, как считают некоторые, и начал свою карьеру актер Уильям Шекспир.
Первый раз о существовании так называемого Шекспировского вопроса я узнала, посмотрев фильм Роланда Эммериха "Аноним". Теория о том, что Уильям Шекспир никогда на самом деле не писал свои произведения меня заинтересовала, и я решила углубиться в различные источники, что бы подробней узнать о самой теории и может быть даже найти ответ на эту загадку.
Итак, Шекспировский вопрос - это проблема авторства корпуса произведений, приписываемых Уильяму Шекспиру.
О жизни Шекспира мало что известно, как и о большинстве других английских драматургов эпохи правления Елизаветы I, личной жизнью которых современники не интересовались. Существует точка зрения, так называемое «антистратфордианство» или «нестратфордианство», сторонники которого отрицают авторство известного из источников актёра Шекспира из Стратфорда и считают, что «Уильям Шекспир» — это псевдоним, под которым скрывалось иное лицо или группа лиц.
Недвусмысленное отрицание стратфордианской точки зрения известно с 1848 года, хотя ряд авторов видит те или иные намёки на шекспировский вопрос и в более ранней литературе (с XVIII в.). Среди антистратфордианцев нет единства относительно того, кто именно был настоящим автором (авторами) шекспировских произведений. К настоящему времени число кандидатур, предложенных разными исследователями вопроса, составляет около 80. Но самыми известными из предполагаемых истинных авторов великих произведений являются
Оксфорд, Бэкон, Дерби и Марло (по часовой стрелке с левого верхнего угла, Шекспир в центре)
Поговорим сначала о самом Шекспире
Он был рождён, воспитан и похоронен в Стратфорде_на-Эйвоне, где также продолжал заниматься хозяйством в период своей лондонской карьеры. Рыночный город с населением около 1500 человек, находящийся в 160 километрах к северу от Лондона, Стратфорд был центром забоя и продажи овец, а также дубления шкур и торговли шерстью. Антистратфордианцы часто изображают город как место, лишённое понятий о культуре, в котором не было необходимых условий для воспитания гения, и говорят о Шекспире как о невежественном и неграмотном человеке.
Джон Шекспир, отец Уильяма Шекспира, был перчаточником и одним из членов управляющего городом совета. Он был женат на Мэри Арден, дочери местного джентри. Под свадебным договором оба поставили крестик, а других вариантов их подписей не сохранилось. Этот факт часто используется как доказательство того, что Шекспир воспитывался в неграмотной семье. Также нет доказательств грамотности двух дочерей Шекспира, за исключением двух подписей Сюзанны, которые, однако, многие исследователи называют скорее «рисованными», чем написанными уверенной рукой. Другая дочь Уильяма Шекспира, Джудит, ставила на официальных документах крестик.
Антистратфордианцы считают, что окружение Шекспира несовместимо с содержанием его произведений, так как автор демонстрирует в них своё глубокое знакомство с политикой и культурой как Англии, так и зарубежных стран, а также с аристократическими видами спорта: охотой, соколиной охотой и теннисом. Некоторые считают, что в его произведениях высказывается презрение к необразованным простолюдинам, и он изображает их комично, делая объектом насмешек.
Сохранившиеся подписи Шекспира и титульные листы изданий его работ по-разному воспроизводят его фамилию. Его фамилия фигурирует в различных вариациях как на литературных, так и на официальных документах, особенно различаются рукописные варианты. Этот факт часто используется в качестве доказательства того, что Шекспир не тот человек, который создал приписываемые ему произведения, и его имя было использовано как псевдоним истинным автором. Имеется ряд случаев передачи фамилии Шекспира через дефис: «Shake-speare» или «Shak-spear» (букв. «Потрясатель копьём»). Большинство антистратфордианцев используют этот факт как доказательство использования псевдонима, утверждая, что такой способ записи часто использовался для создания описательного образа вымышленных театральных персонажей, а также литературных псевдонимов.
Причины, по которым истинный автор использовал псевдоним, чаще всего варьируются в зависимости от социального положения предполагаемого автора. Аристократы, такие как Оксфорд и Дерби, использовали псевдоним, чтобы защитить себя от позора, так как в ту эпоху подобное занятие не считалось достойным придворного. Если предполагаемый автор не принадлежал к высшей знати, то предполагается, что он использовал псевдоним, чтобы избежать преследований со стороны властей: Бэкон за пропаганду республиканской формы правления, а Марло, чтобы не выдать себя после смерти, инсценированной для спасения от тюремного заключения или казни.
Отсутствие документальных свидетельств
Антистратфордианцы говорят, что никакие документы явно не подтверждают то, что Шекспир был писателем, и, напротив, доказывают, что он сделал карьеру бизнесмена и инвестора недвижимости; любая известность, которую он, возможно, имел в театральном мире Лондона (для скрытия реального автора), связана с тем, что он владел театральными акциями. Они также считают, что все свидетельства литературной карьеры были сфальсифицированы, чтобы оградить личность истинного автора пьес.
Обстоятельства смерти Шекспира
Шекспир умер 23 апреля 1616 года в Стратфорде, оставив завещание, распределяющее его достаточно большое имущество. Завещание Шекспира из Стратфорда — объёмный и подробный документ, однако в нём не упоминается ни о каких книгах, бумагах, поэмах, пьесах. На момент смерти Шекспира 18 его пьес оставались неопубликованными, тем не менее, о них тоже ничего не сказано в завещании. Единственная отсылка к театру — завещание денег коллегам-актёрам с тем, чтобы они могли купить траурные кольца; но внесён этот пункт был уже после подписания завещания, что бросает тень на подлинность данного момента
Оксфордианцы ( приверженки теории о том, что настоящим автором произведений был граф Оксфорд) считают, что фраза «наш бессмертный поэт» (англ. our ever-living Poet) (эпитет, которым обычно восхваляли умершего поэта, подразумевая, что своим творчеством он принёс себе бессмертие) из посвящения к сонетам Шекспира, опубликованным в 1609 году, означает, что истинный автор к тому времени уже умер. Оксфорд умер в 1604 году, пятью годами раньше.
Рассмотрим основных кандидатов на авторство бессмертных произведений
Фрэнсис Бэкон
Основным кандидатом в XIX веке считался один из величайших умов якобианской Англии Фрэнсис Бэкон, политик, философ, писатель и учёный. Данная теория опиралась на исторические и литературные домыслы и на предполагавшиеся криптографические открытия
Уильям Генри Смит первым предложил Бэкона на роль автора в 1856 году. Он сравнил бэконовское «под поэзией мы понимаем… вымышленную историю» с шекспировским «самая правдивая поэзия — вымысел» («Как вам это понравится», 3.3.19—20. Вскоре после этого Делия Бэкон выступила с утверждением, что в пьесах спрятаны политические значения и параллели между этими идеями и работами Бэкона. Бэконианцы предполагают, что большое число юридических аллюзий в шекспировском каноне указывает на то, что автор хорошо разбирался в законах. Бэкон стал королевским адвокатом в 1596 году и был назначен генеральным атторнеем в 1613 году. Бэкону также платили за написание речей для ряда увеселительных мероприятий, хотя неизвестно, чтобы он писал пьесы.
Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфорд
С начала 1920-х годов лидирующим альтернативным кандидатом в авторы был Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфорд и лорд великий камергер Англии. Оксфорд следовал за отцом и дедом в спонсировании актёрских трупп, и он также покровительствовал компании музыкантов. Оксфорд был важным придворным поэтом, получившим также высокую оценку как драматург от Джорджа Путтенхэма и Фрэнсиса Мереса, включивших его в список «лучших в комедии среди нас». Ни одна его театральная работа, в отличие от стихотворений, не сохранилась. Оксфорд был известен своим покровительством литературе и театру. С 1564 по 1599 год ему было посвящено около 33 работ от таких авторов, как Артур Голдинг, Джон Лили, Роберт Грин и Энтони Мандей. Оксфордианцы верят, что определённые литературные аллюзии указывают на то, что Оксфорд был одним из самых известных анонимных писателей того времени. Они отмечают связи Оксфорда с лондонскими театрами и драматургами времён Шекспира, его родственные связи с покровителями Первого фолио Шекспира, его отношения с Елизаветой I и покровителем Шекспира графом Саутгемптоном, его знания жизни двора, его частных учителей, образование и путешествия по местам, где происходят пьесы Шекспира, в Италии и Франции. Гипотеза об авторстве Оксфорда также основывается на предполагаемых сходствах между биографией Оксфорда и событиями шекспировских пьес, сонетов и поэм; предполагаемых параллелях в языке, выражениях и мыслях из писем Оксофрда и канона.
Предполагается, что Оксфорд использовал писательский псевдоним «Шекспир», поскольку аристократы не могли писать пьесы для публичных представлений. Другая возможная мотивация — политическая, если Оксфорд был любовником королевы Елизаветы; по этой теории, Оксфорд посвятил «Венеру и Адониса», «Обесчещенную Лукрецию» и сонеты их сыну, незаконному наследнику Тюдоров, Генри Ризли, воспитанному как граф Саутгемптон
Именно эту теорию экранизировал в своем фильме «Аноним» Р. Эммерих. Лично мне фильм понравился. Актеры и атмосфера в фильме отличные. Так что кто не смотрел, советую это исправить.
Кристофер Марло
Поэт и драматург Кристофер Марло был рождён в той же социальной среде, что и Шекспир, — его отец был сапожником, отец Шекспира был перчаточником. Марло был старше всего на два месяца, но провёл шесть с половиной лет в Кембриджском университете. Он начал использование белого стихав елизаветинской драме, и его работы получили широкое признание, оказав большое влияние и на Шекспира. Из семи его пьес все, кроме одной или двух, были поставлены впервые до 1593 года.
По марловианской теории, задокументированная смерть Марло 30 мая 1593 года была подделанной. Томас Уолсингем и другие, как предполагается, подстроили фальшивую смерть, главной причиной чего было помочь Марло избежать суда и, скорее всего, казни за распространение атеизма. По этой теории, Шекспир был выбран как внешний представитель Марло, который продолжал писать высокоуспешные пьесы. Эти утверждения основаны на выводах, полученных из обстоятельств его мнимой смерти, стилистических сходств между работами Марло и Шекспира и скрытых смыслов, найденных в пьесах и связанных текстах.
Марло был изначально предложен в авторы в 1884 году как член группы драматургов. Впервые предложен на роль единственного автора в 1895 году. Теория была возрождена в 1955 году Кальвином Хоффманом и сейчас является ближайшим конкурентом оксфордианцев.
Уильям Стэнли, 6-й граф Дерби
Уильям Стэнли, 6-й граф Дерби был впервые предложен на роль автора в 1891 году Джеймсом Гринстритом; позднее версия была поддержана Абелем Лефранком и другим. Гринстрит обнаружил, что иезуитский шпион Джордж Феннер в 1599 году доложил, что Дерби «занимается сочинением комедий для публичных актёров». В том же году Дерби был указан как спонсор одной из двух детских театральных компаний Лондона «Дети Павла»; у него также была собственная компания, «Слуги Дерби», которая несколько раз в 1600 и 1601 годах выступала при дворе. Дерби был старше Шекспира на три года и умер в 1642 году, так что его длина жизни сходится с консенсусными датировками работ. Его инициалы W. S., и известно, что он подписывался «Will».
В 1582 году Дерби путешествовал по континентальной Европе, посетив Францию и, возможно, Наварру. В Наварре происходит действие «Бесплодных усилий любви», и пьеса может быть основана на событиях, произошедших между 1578 и 1584 годами. Дерби был женат на Елизавете де Вер, чьим дедом по матери был Уильям Сессил, которого некоторые критики считают прообразом Полония из «Гамлета».
Дерби общался с Уильямом Гербертом, 3-м графом Пембруком, и его братом Филиппом Гербертом, графом Монтгомери, позднее 4-м графом Пембруком; им двоим посвящено Первое фолио Шекспира. Когда Дерби около 1628—1629 годов передал имения своему сыну Джеймсу, он назвал Пембрука и Монтгомери опекунами. Старший брат Дерби, Фердинандо Стэнли, 5-й граф Дерби, сформировал группу актёров «Слуги лорда Странга», некоторые члены которой позднее присоединились к «Слугам короля», самой известной компании Шекспира.
Аргументы за авторство Шекспира
Почти все члены академического научного сообщества уверены, что автор пьес «Шекспир» — тот же человек, что и Уильям Шекспир, который родился в Стратфорде в 1564 году и умер в 1616 году. Он стал актёром и акционером труппы «Слуги лорда-камергера» (позднее «Слуги короля»), которая владела театром «Глобус» и эксклюзивными правами на постановку пьес Шекспира с 1594 по 1642 год. После 1596 года Шекспир также мог считаться почётным «джентельменои»; тогда его отцу было разрешено иметь герб.
Шекспироведы не видят причин считать, что имя «Шекспир» — это псевдоним — или же что актёр был прикрытием для реального автора: записи современников называют Шекспира писателем, а драматурги-современники Шекспира — Марло, Джонсон, Джон Донн и другие — были не менее, а то и более скромного происхождения (отец Шекспира из Стратфорда был богат и входил в городское правление); современники не сомневаются в том, что Шекспир — подлинный автор пьес.
Исторические свидетельства
Исторические документы однозначно указывают на Шекспира как на автора канона пьес. Кроме имени на титульных страницах изданий пьес и поэм (по крайней мере 23 раза при жизни) он упоминался как известный писатель. Некоторые современники подтверждают единство личностей драматурга и актёра, также есть явное документальное доказательство того, что актёр был уроженцем Стратфорда.
Письменные свидетельства современников Шекспира, а также серьёзные косвенные доказательства личных отношений с людьми, которым приходилось бы общаться с ним как с актёром и драматургом, говорят о том, что автором пьес является он.
Актёры Джон Хеминс и Генри Кондел знали Шекспира и работали с ним более 20 лет. В Первом фолио 1623 года они написали, что издают его, «только чтобы сохранить память о нашем достойном друге и коллеге при жизни, каким был наш Шекспир, скромным предложением его пьес»
Драматург и поэт Бен Джонсон знал Шекспира по меньшей мере с 1598 года; когда «Слуги лорда Чемберлена» ставили пьесу Джонсона «Всяк в своём настроении» в театре «Занавес», Шекспир входил в труппу. Шотландский поэт Уильяи Драммонд записал высказывания Джонсона: последний критиковал Шекспира, считая, что тому недостаёт «художественности», а также за то, что в «Зимней сказке» тот ошибочно поместил Богемию рядом с берегом. В 1641 году, через четыре года после смерти Джонсона, были опубликованы частные записи о его жизни. В комментарии, предназначенном для потомков (Timber or Discoveries), он критикует Шекспира за его подход к драматургии, но восхищается им как человеком: «Он был действительно честен, имел открытую и свободную натуру, обладал превосходной фантазией, смелыми взглядами и мягкостью речи, в которой он растекался с такой лёгкостью, что порой его просто необходимо было остановить»
Работы, приписываемые Шекспиру, являются наиболее изученными светскими литературными произведениями в истории. Комментарии современников и исследования текстов подтверждают, что произведения написаны кем-то, имевшим то же образование, окружение и продолжительность жизни, как и Уильям Шекспир.
Как мы видим, вопрос спорный: с одной стороны есть немало исторических доказательств того, что Уильям Шекспир все-таки являлся настоящим автором бессмертных произведений «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир» и многих других; с другой стороны антистратфордианцы приводят факты с которыми тоже сложно поспорить.Теории не возникают на ровном месте, и может быть, какая-то доля правды в них все-таки существует. Так что пока личность Уильяма Шекспира остается такой же загадочной, немного перефразировав цитату из его известного произведения, вопрос все же остается : « Был или не был. »
Читайте также: