Кто начал рисовать на пенсии
«Когда краски лежат в доме, они покоя не дают»
Научиться рисовать в зрелом возрасте — реально. Если вы наконец решите осуществить то, что не удалось в юности, вам откроется новый мир: полные творчества вечера наедине с мольбертом, пленеры в приятной компании, успех в соцсетях, в конце концов. Не знаете, с чего начать? Мы встретились с профессиональными художниками-педагогами и узнали, что делать желающим научиться живописи.
Лев Нецветаев, лауреат Золотой пушкинской медали в номинации “Изобразительное искусство”, почетный архитектор России, искусствовед и педагог: "О том, как научить живописи, написано много трудов, но даже у великого педагога Чистякова, учителя Врубеля и Серова, не было текстового изложения его системы. В первую очередь нужно избавиться от страха что-то сделать не так. Главное – начать; как говорится, глаза боятся, а руки делают.
Для начала рекомендую рисовать карандашом на бумаге. Большую роль играет размер листа. Чем он крупнее, тем лучше, тем увереннее вы будете рисовать потом. Надо рисовать обычные, неподвижные предметы, начиная с простых; грамотно нарисовать куб - уже достаточно сложная задача.
Натюрморт Льва Нецветаева. Фото из личного архива Фото: Анастасия Гавриленко
У меня есть методика, которую я рекомендую всем, кто занимается рисунком: у любого предмета есть верхняя и нижняя точка, между ними линия наклона. От верхней и нижней можно найти любую боковую точку (она будет на пересечении направлений) . От любых двух точек ловится любая третья.
Таким образом можно рисовать довольно точно; не просто, куда рука поведет, а туда, куда указывает направление. Для этого вы сверяете это направление с натурой (при помощи длинной палочки или линейки на вытянутую руку) и переводите на свой рисунок. Достаточно аккуратности и вы будете верно рисовать даже сложные предметы. Более всего пользы приносит практика, и если вы начнете какие-то моменты проверять геометрически, то успехи пойдут еще раньше - это я видел по своим студентам. К примеру, отчеркнули две равные доли на обратной стороне линейки и, наведя края на натуру, вы точно увидите (к примеру: глаз выше или ниже середины головы?). Несмотря на то, что это механистично, польза налицо.
Если говорить об интенсивности занятий, то чем больше, тем лучше. Как-то раз один художник пожаловался Врубелю на то, что он перестал точно видеть цвет, на что Врубель ему посоветовал отбросить краски и порисовать по десять часов в день в течение года: «тогда и краски вернутся». А Брюллов в ходе работы над “Последним днём Помпеи” порой доходил до такого изнеможения, что его на руках выносили из мастерской.
Лев Нецветаев с учениками. Фото из личного архива Фото: Анастасия Гавриленко
Работа с натуры - лучший учитель. Главное - начинать с простых вещей, а в сложных искать крупные формы, из которых они состоят. Можете на спинку стула кинуть полотенце, оно уляжется прихотливыми формами; порисовать их - сложное и очень полезное упражнение. Тот же Чистяков сбивал спесь с молодых дарований так: комкал лист бумаги, бросал на стол и велел нарисовать.
Художник Ковальский в своих воспоминаниях писал, что как-то раз, во времена учебы в рисовальной школе в Киеве, он устроился на берегу Днепра, взял маленькую картоночку, разложил краски и с упоением стал заниматься. Вдруг видит, на его работу падает тень; оглядывается, а сзади стоит человек. Это был молодой Врубель : "А где же у вас первый план? Это вот, эти копны сена? Да ведь до них несколько верст! Так нельзя писать, это вы делаете вздор — изучать природу надо начинать от листка, от деталей, а не брать, как вы, всякую всячину и пичкать на ничтожном клочке — это какая-то энциклопедия, а не живопись". Так вот, куда полезнее нарисовать изогнутую ветку с 2-3 листьями, чем пытаться ухватить невозможное».
Ольга Гуревич, член Московского союза художников, член творческого союза художников России: «Все начинается с рисунка: нужно научиться держать карандаш в руках, научить свой глаз видеть предмет и правильно переносить его на лист. А дальше обучение идет более развернуто, требуется больше материалов, с которыми надо знакомиться. На собственном опыте человек понимает, с чем ему лично проще работать.
Новичкам стоит начать обучение с рисования гипсовых фигур. Добиться, чтобы конус на листе стал объемным, - это уже достаточно много.
Учиться рисовать самому - неплохой вариант, однако, если взрослый человек идет к педагогу-художнику, программа упрощается и адаптируется под ученика, и это большой плюс. Грамотный преподаватель просто направляет его туда, где быстрее пойдет становление творческой личности.
Чтобы научиться рисовать, необходима практика. Зачастую у многих не с первого раза получается штриховка: рука не слушается. Ей тоже нужно адаптироваться, освоиться. Есть много прекрасной учебной литературы, но без практики это не работает.
Картина Ольги Гуревич. Фото из личного архива
Я бы не рекомендовала онлайн-школы, так как они не дадут вам знаний. Вы видите, как художник постадийно показывает, как нарисовать ту или иную картинку, и повторяете за учителем набор действий. В результате у вас получается картина, но если вы попробуете поставить другие предметы или написать другой пейзаж, то самостоятельно вряд ли что-то сделаете. Рисовать по фото тоже в принципе не стоит. Но это имеет место быть, если не хватает натурного материала.
Очень полезно выезжать на пленеры. В такой ситуации человек может сконцентрироваться и уяснить, запомнить какие-то базовые вещи, в дальнейшем этим пользоваться.
Если у человека есть желание рисовать - рисовать нужно постоянно. Всегда носите с собой небольшой блокнот, карандаш и гелевую ручку, и в любой свободный момент - стоите в пробке или едите в метро – делаете какие-то зарисовки».
По просьбе знакомой, увлекающейся живописью, я показала Ольге ее рисунки и попросила профессионального совета.
Фото: Анастасия Гавриленко
“Определенно, есть способности, но видно много технических недочетов в работах. Обязательно нужно оставлять «воздух», пустое пространство - картине с домом и машиной этого не хватает. Есть ошибки по композиции", - объяснила художница.
Фото: Анастасия Гавриленко
"Видно, что рисунок с маками сделан по фотографии, чего я не рекомендую новичкам. Это не научит вас рисовать; всегда выбирайте натуру".
Фото: Анастасия Гавриленко
"Деревья, выполненные карандашом - более слабые работы, но здесь хочу похвалить художницу за внимательность и терпение, что необходимо в нашей профессии».
Сайда Афонина, член Международной федерации художников ЮНЕСКО, доцент живописи: «Если человек очень сильно хочет рисовать, и это желание его не покидает, нужно понаблюдать за собой, посмотреть, что именно привлекает: пейзажи, портреты, натюрморты. Подумайте, возле каких картин вы задерживаетесь на выставках или в галереях, какой пейзаж вам больше нравится.
Для начала поэкспериментируйте с красками. Сначала напишите картину только теплыми красками - оранжевым, красным, бордовым, затем-только холодными - синим, зеленым, фиолетовым. В процентном соотношении в картине всегда должно быть больше или горячего, или холодного. Красок много не выдавливайте. Также пробуйте себя в графике; для этого лучше использовать цветную бумагу, черную и белую краску.
У меня есть знакомая, которая никогда не рисовала. И вдруг появилось у нее совершенно спонтанное решение купить краски. А когда краски лежат в доме, они покоя не дают. И она начала учиться рисовать. Мой собственный первый опыт с масляными красками случился в 17 лет; мне их подарили, а я не знала тогда еще, что нужно грунтовать холст, использовать разбавитель, у меня просто было сильное желание творить. Так вот желание - самое главное.
Картина Сйды Афониной. Фото из личного архива
В интернете есть море мастер-классов, и, несмотря на то, что программы наподобие “Рисуем за один день” живописи не научат, начать нужно отсюда. Это уберет ваш страх. Хорошо иметь в окружении знакомых художников, которые могли бы помочь советом. Если таковых нет, выезжайте на пленеры, о которых в Сети много объявлений - рядом с вами будет профессионал, который укажет на ошибки и лично ответит на интересующие вас вопросы. Если радуешься процессу - это то, что нужно.
Знаю историю одной московской художницы, пришедшей к живописи в довольно зрелом возрасте - в 40 лет. В девяностые она занималась продажей КАМАЗов, но глубоко в душе всегда чувствовала, что станет художницей. И вот в удобное от работы время она стала ходить в художественное училище как вольнослушательница. Сейчас она пишет много портретов, делает выставки.
Я преподавала в Академии Глазунова девять лет и видела разных студентов. Талантливый ученик удерживает то, что в него вложили, как хорошая почва. »
Есть замечательный роман Сомерсета Моэма “Бремя страстей человеческих”. Главный герой, молодой человек, в поисках себя и своего призвания едет в Париж заниматься живописью в художественной студии. Но вскоре он понимает, что у него нет дара, который должен быть у художника. Юноша возвращается в Лондон и учится на врача. И вот как-то раз он стоял перед окном, а на улице шел дождь. Раньше эта погода наводила грусть и уныние на него, а теперь, благодаря занятиям живописи в студии, благодаря тому, что он когда-то рисовал, молодой человек стал восхищаться этими оттенками серого цвета за окном. Даже если интерес к рисованью у вас со временем угаснет, занятия живописью расширят ваше сознание, подарят позитивные эмоции и позволят взглянуть на окружающий мир под другим углом.
Потребность в самовыражении присуща любому человеку независимо от возраста. Когда социальная активность идёт на убыль, творчество становится окном совершенно в другой мир. Работы, представленные на выставке декоративно-прикладного искусства «Праздник вдохновения» в краевой научной библиотеке, тому подтверждение. Организаторы помогли пенсионерам не просто выразить себя, но даже найти интересные приглашения для дальнейшего сотрудничества.
Корреспондент «АиФ-Красноярск» встретилась с художницами и узнала, как искусство может стать отличным стимулом для нового витка жизни.
Экономист-художник
Юность Надежды Кирш прошла под знаменем свободы, полёта фантазии и сочных красок. Единственной краской, которая не вошла в её палитру, стало изобразительное искусство. Её пришлось отложить на много лет.
Надежда любит экспериментировать. Она работает с картоном, салфетками, камнями, бисером, стеклом, полимерной глиной, флористикой, наклейками, синтепоном, пенопластом и многим другим. На выставке в библиотеке она представила работы из коллекции «Любимый Климт». Густав Климт - австрийский художник, график и книжный иллюстратор, он работал в стиле модерн, создавая объёмные картины, на которых персонажи буквально оживают.
«Все мы родом из детства, - рассказывает о себе Надежда. - А когда всё становится позволено, начинает присутствовать драйв и фантастика. Я долгое время работала в банковской сфере, по образованию экономист. Когда после выхода на пенсию стала свободна и выросли дети, стала заниматься собой. Интернет - наше всё. Было время, сидела часами в Сети, училась. В это время сын начал заниматься бизнесом, и у него появился свой офис. Так как мне некуда было вешать свои картины, его пустые стены в кабинете дирекции очень пригодились. Он поначалу стеснялся. А потом его партнёры по бизнесу восхитились моими работами. Продавать свои картины я не умею, в основном дарю друзьям. Да и за такие цены, которые у нас установились в Красноярке, продавать своё творчество оскорбительно, лучше вообще не продавать».
Возраст счастья
Людмила Мелихова в юности окончила художественное училище им. В. И. Сурикова, много лет работала оформителем и преподавателем, но потом возможности заниматься творчеством не стало.
«О том, что я стану художником, знала ещё в пять лет, - рассказывает Людмила Сергеевна. - В детстве посещала всевозможные кружки, окончила училище. Но потом сама сделала неправильный выбор. Да и обстоятельства тоже складывались иначе. Я перестала рисовать. Мало кто может признаться, но я могу: ни в детстве, ни в молодости, ни даже в зрелые годы я не была счастлива. Что называется, тянула лямку. И если бы мне кто-то сказал, что я обрету своё счастье и свободу после 60 лет, я бы покрутила пальцем у виска. Но всё случилось именно так. Сейчас я просыпаюсь с мыслью, как здорово мне живётся. Я могу заниматься чем хочу! Теперь для меня самое дорогое - время. Не могу заставить себя пойти гулять, даже минутку жалко. Выхожу на улицу, только когда надо найти краски, материалы или отвезти картины на выставку. Их, конечно, совсем немного, выставлять свои работы негде. Городская администрация обещала перекрыть проспект Мира и превратить его в местный Арбат, когда мне было ещё16 лет. С тех пор так ничего и не изменилось. Художникам деваться некуда».
«В краевой библиотеке представлены её картины с изображением цветов в обрамлении различных милых деталей быта и интерьера. Статуэтка, браслет из жемчуга, шкатулка, вазочки, веер, сахарница - эти очаровательные мелочи придают особый шарм каждой картине, подчёркивая красоту букета, придавая индивидуальность и стиль», - говорит о творчестве красноярки руководитель проекта Надежда Рогина.
Волшебный батик
У Ирины Шинкаренко похожая история. Она любила рисовать с детства. Но родители посчитали, что девочке лучше заниматься музыкой. Однако позже мечта всё же осуществилась.
«По призванию я технолог по деревообработке. Работала долгое время в конструкторском бюро. Около 16 лет назад научилась разным видам батика. Но заниматься этим вплотную не хотелось, потому что российские материалы были с таким специфическим запахом, что долгое время держать их в руках было небезопасно. К счастью, появилась продукция из Германии. Помню, первый подиумный показ на французскую тематику. За один месяц я создала семь нарядов для моделей. Через некоторое время поняла, что владею достаточным количеством информации и готова ею делиться. Так у меня появилась небольшая школа по батику. Кстати, в своё время я была знакома со всем художественным бомондом города. Когда спрашивала совета у знакомых, стоит ли мне официально получать творческую специальность, мне говорили: «Ира, не порть. Что в тебе есть - это и выплёскивай». Но я и без этого учусь каждый день. Хожу на мастер-классы, просматриваю интернет-уроки».
В рамках проекта «Здравствуй, добрый художник» в октябре в Государственной универсальной научной библиотеке ожидается новая выставка. И вновь малоизвестные, но очень талантливые, творческие пенсионеры - красноярцы смогут удивить публику своим мастерством. На этот раз в жанре перьевой живописи.
Елена, замечательный педагог рисования вам попался! Спасибо, что рассказали о своем опыте изменений!
vera kozlova
Марина! Спасибо! Как здорово, что однажды Вас осенило и пришло решение делится с нами своими знаниями, теплотой души, этими необыкновенными творческими порывами. Читаю, смотрю и пишу вместе с Вами и Благодарю за эту возможность.
Марина Трушникова
Спасибо за теплые слова, Вера!
Владимир Чернецкий, Санкт-Петербург.
Для меня не существует и никогда не существовало вопроса, с какого возраста нужно или можно учиться рисовать так же, как с какого возраста можно дышать…. Хочешь? Дерзай и никого не спрашивай!
Евгения
Марина, спасибо большое за статью!
Про Альцгеймера не знаю, но когда что-то болит иду рисовать. Проходит!
Мне 50 сейчас, в детстве 2 класса худ школы закончила и бросила. Когда поняла, что второй Серебряковой мне не быть, сдалась:) амбиции были, а упрямства – нет:) возобновила спустя кучу лет, от безделья и по стечению обстоятельств. Рисую, не могу остановиться. Каждый день, как на работу – к мольберту. И выставляюсь и продаю, вроде все хорошо. Но только вот сегодня… Не могу объяснить даже причину. Нервный конец года выдался, да и разболелась еще… Пару недель не рисовала совсем. Сегодня взялась – ощущение, что кисть первый раз в руки взяла. Элементарное не выходит, хоть тресни. Самое смешное, что остатки болячек прошли, зато горло спазмом свело, от невозможности высказаттся, видимо, там, на холсте:) с перепугу бросила. С ужасом думаю, а вдруг все повторяется, наступил очередной ” кризис второго года”:) не хочу! Столько позитива от рисовалок!:)
…а вот на акварель у меня терпежу не хватает… очень нравится, и сама техника и уроки у Вас замечательные, но терпения, пока подсохнет – нету:) лезу по сырому править, порчу, злюсь:))))
Но рассылки Ваши читаю с удовольствием и видео смотрю. Тепло с Вами:) спасибо и прекрасного года!
Марина Трушникова
Евгения, у меня такие состояния регулярно случаются, особенно с акварелью, если был перерыв. Не пугайтесь, пройдёт. Начните рисовать что-то ну очень простое, с чем точно справитесь, а потом уже переходите на то, что посложнее.
Валерия
Я рисую год:пользы ,в меркантильном смысле , пока не вижу.Но…. пооучаю бешенное удовольствие,даже при плохих результатах.Мне нравится сам ПРОЦЕСС.Рисовать начала,потому что в наш город пришла война,настоящая война со смертями и безумным горем.От этого сумашествия надо было как-то спасаться и я начала рисовать.Рисую акварелью ,пока коряво, по мастер-классам и обучающим книгам(подарили друзья лет 10 назад-теперь нашла им применение).
Спасибо, Марина, за эту статью,за умелое преподавание,фантастические мастер-классы,и за вашу рассылку на мой e-мail.Вы делаете большую работу,и очень толковую,и очень часто,бескорыстно.
С уважением,Валерия(Донецк,Украина)
Марина Трушникова
Валерия, мира вашему городу! пусть причины для рисования будут более радостными…
Аноним
Марина, спасибо за статью. Полностью согласна с ее содержанием. Я начала рисовать в свой 53-летний день рождения. Это был мастер-класс по правополушарному рисованию. Это была РАДОСТЬ! Затем я стала периодически ходить на занятия к художнику, рисовала вместе с Вами и другими преподавателями онлайн. Уровень рисунков возрастал. Были и огорчения, и удовлетворение от самого процесса написания работ. Но всегда это приносило радость! К сожалению, последний год совсем не было возможности этим заниматься, по семейным обстоятельствам. Навыки теряешь, если долго ничего не рисуешь. Надеюсь, Господь еще даст такую возможность продолжать обучение. Сейчас мне 58 лет. Спасибо за Ваши статьи, они всегда добрые и содержательные! Творческих успехов Вам, Мариночка!
Ирина.
прошу прощения, что в предыдущем сообщении не указала свое имя…так что я не “аноним”, а Ирина Юрьевна
Людмила
Марина,спасибо за статью!Меня это касается непосредственно.Общаюсь с Вами с ,,Недели роз,, За это время достигла определенного прогресса в рисовании акварелью и пастелью. Общаюсь с художниками,рисую на открытых вебинарах. Конечно,назвать себя художником не могу,но иногда получаются довольно интересные работы. Продавать не пыталась,дарю пока друзьям. о возрасте молчу. Главное,я просыпаюсь с мыслью,что буду рисовать. Жить и творить.
Елена
Спасибо за статью.Согласна со всем,что здесь написано.А все спрашиваю у родных все ли в порядке-начала рисовать в 55 лет ,да с таким рвением.Как хорошо ,что нашла ваш сайт ,Марина.Да такой интересный и познавательный.Желание рисовать стало осуществимым.На мир смотрю по другому с мыслями ,а как бы это нарисовать.Жалко,что времени мало,а то бы рисовала бы и рисовала.Какая у вас чудесная профессия.Да, жить все таки хорошо!
НАДЕЖДА
В очередной раз насладилась вашей работой, Марина! И подбором выбранного Вами материала. Очень правильная и нужная статья. Каждый кто прочтет, думаю не просто задаст себе вопрос, но и уже ответит “я тоже смогу!”. И возраст тут не причем.
Вот мой ответ на поставленный Вами вопрос.
У меня в семье рисовали карандашами, акварелью, как любители почти все. Мне с детства очень хотелось нарисовать какой-нибудь “шедевр” акварелью (о масле и не задумывалась), но получались только кляксы, какие-то пятна, размазня, одним словом. Карандашом рисунок тоже не удавался, как сейчас понимаю без соблюдения пропорции, перспективы и прочего. Даже цветочков нормальных, как любят рисовать девочки не получались, рисовала домики. Мысль о том, что я не умею рисовать запала стойко и надолго.
Желание же неудержимо начать рисовать Маслом пришло неожиданно и молниеносно, когда мне было уже 52 года. Я сидела с соседкой по площадке во дворе, бегали на площадке наши дети, а мы общалась. Она заговорила о своем отце, который живет в Украине. Он художник, о чем я должна догадываться, по ее словам, так как во всех комнатах весят его картины. Я много раз бывала у них, но не помню, чтобы обратила внимания на них. Соседку это даже задело, как же так такое не разглядеть! Я и сама поразилась. Срочно пошли к ней домой. Вхожу и вижу уже с порога в прихожей, первую его работу, кувшин с незабудками. Вот это да! Дальше, больше. Кухня, натюрморт в голландском стиле, в зале две огромных работы, пейзажи на всю стену в технике близкой к Шишкину, и так далее. Вид этих работ, разговоры о красках… И вот вышла я от нее поражённая настолько, что не могла дождаться утра (хорошо это была суббота) и бегом в магазин «Парта». Купила просто все, что там посоветовали для письма маслом. Села и сразу написала три работы, два пейзажа и натюрморт, как мне тогда показалась здорово. Потом решила сразу попробовать написать первую увиденную мной картину с незабудками. И опять, о чудо, все получилось! Мои близкие в восторге, а я сама Счастлива!
Но больше всего мне понравилось то состояние, в котором находишься, когда ты работаешь с красками, когда ты творишь! Состояние приподнятости, полета, не знаю, по-другому как состояние Счастья и не назовёшь! Все свои работы, которые удалось выполнить я так и называю «На счастье!» и дарю всем своим родным, близким и знакомым, желающим их приютить.
Учится рисованию маслом начала по разным обучающим сайтам, потом стала приобретать видео уроки, потом некоторое время работала с педагогом. Поняла, что необходимо живое общение, работа с ошибками, которые видит глаз мастера. Из-за отсутствия времени ездить в мастерскую, всё-таки решила, что онлайн общение на данном этапе мне больше подходит. Мое увлечение – это многослойная живопись. Учиться начала на работах «малых голландцев». Рисую для своего удовольствия в свободное время. Правда работы занимают много времени, но это того стоит.
Тогда же, в поиске обучающих сайтов нашла и Ваш Марина, чему уже несколько лет не сказано рада. Как же здорово любоваться Марина Вашими работами и работами других мастеров, как это получается в акварели, порой представить сложно. Сколько нового нашла в Ваших статьях, сколько узнала, скольким восхищалась. Теперь всегда ношу с собой эти карандаши трехцветные в сумке, которыми вы делились в одной из статей, много всего, а отписаться все не находилось времени. Вот добралась.
Теперь понимаю, что для того, чтобы получился рисунок в акварели нужны знания, которыми вы делитесь в своих уроках и тогда обязательно все получится. Нарисовать сможет абсолютно каждый, в этом я теперь точно уверена, как самый не умеющий рисовать из всех, кем я себя считала раньше. Могу только сожалеть, что раньше никто мне этого ни сказал. А все, кто прочитал Ваши статьи и уже попробовал уроки, точно знают ответ «рисовать сможет каждый»! Кто еще не решился пробуйте скорее и наслаждайтесь, у Вас все получится!
Лидия Мокиевская
Спасибо Вам, Марина, за то добро и радость, которые Вы несёте. Статья замечательная, и со всем в ней я согласна. Начала рисовать в августе с мастер-классов. Нашла в интернете новых друзей по интересам, от них и из книг получаю много добрых советов и массу хорошего настроения и идей для совместного творчества. Всё это помогает жить без уныния и скуки. Конечно, для здоровья это полезно. А ведь ещё велосипед, лыжи, нордическая ходьба, самокат, настольный теннис, стрельба, дартс… А ещё – литературное объединение (руковожу ЛитО) и вологодское кружево (веду студию для взрослых). Вот так и живу в мои 68!
Я живу в Австралии. Средний возраст участников арт-класса в нашей галерее – 60+ лет. Все очень веселые “одноклассники”, участся, хвалят друг друга и несомненно получают огромное удовольствие от творчества. Я в свои 45 чувствую себя… да прекрасно себя чувствую среди них! Рисовать никогда не рано и не поздно – это радость!
Аноним
Осенью 2017 мне было 58 лет и я пошла в детскую художку учится живописи. Дети в возрасте14-16 смотрели на меня с недоумением и опаской, а я каждый день упорно приходила и преодолевая свое смущение и стыд, что рисую хуже самого бесталанного ребенка, рисовала и рисовала. Самые смелые постепенно начали со мной общаться и даже хвалить. попривыкли и они и я. А однажды заглянула совсем маленькая девочка лет семи, молча обошла вокруг всех мольбертов, остановилась возле меня и сказала-“Очень красиво”. Мне было так приятно -ведь ей врать ни к чему. Вот так я преодолевала себя, свои комплексы и неудачи на виду у подростков, считающих себя уже художниками. Испытание было не из легких, но оно того стоило и в последний день учебы учитель похвалил меня и
пригласил на следующий год подтянуть рисунок.
Аноним
Ой, простите , не представилась. Я Ольга Курякова, Витебск.
Людмила
Марина,большое спасибо! Ваши статьи очень нужны,я бы сказала статья не для того,чтобы сделать знак-обратите внимание ,приглашаю учиться. Замечательный,очень опытный,заинтересованный педагог. Вся информация очень глубокая,очень пытается не дать людям зажаться. “У кого-то получается замечательно,мне лучше никому не показывать” Я рисую 6 лет,художник наивного искусства,участвую в региональных выставках. Одну работу взяли в музей наивного искуссива в экспозицию(постоянно) Очень неудовлетворена тем,что получается. Еще раз душевно благодарю Вас ,очень четкие советы .С уважением!
Мария
Я рисовать начала недавно ( сестра в СшА хорошо рисует и муж сестры), начала рисовать потому что это отлично развивает мелкую моторику+то творчество и самовыражение. Начала с раскрасок “антистресс”,потом перешла к картинам по номерам, к лепке из пластилина (продолжаю этим всем заниматься). После этого записалась на беслптаный он-лайн курс по акварельному скетчингу,хотя гуашь тоже люблю. . Там очень грамотно и правильно все объясняли,даже не думала,что у меня получится рисовать скетчи (не шедеврально,конечно,) но когда я увидела,что мои работы нравятся другим людям в группе,где мы делились рисунками, я влюбилась в акварель и гуашь и решила дальше рисовать. Хотелось бы попробовать и масло,но боюсь,это очень сложно для меня.
Познать себя, получить эмоциональный заряд, расслабиться и избавиться от одиночества теперь могут неработающие минчане старше 60 лет. В территориальном центре социального обслуживания населения Московского района столицы совместно с Детскими творческими мастерскими при галерее «Ў» стартовали занятия по арт-терапии для пенсионеров. TUT.BY побывал на первом, пробном, занятии и посмотрел, как рисуют люди, которые, по их мнению, и рисовать-то не умеют.
В небольшой комнате на втором этаже здания расставлены мольберты. Участницы арт-терапии рассаживаются по местам. Сегодня им предстоит рисовать портрет с натуры. Углем. Для некоторых это кажется невыполнимым заданием, но ученицы берут уголь в руки и под чутким руководством преподавателя начинают творить. На все у них есть чуть больше 20 минут.
— Человек познает себя во время арт-терапии, — уверена Диана Рафальская, архитектор и преподаватель Детских творческих мастерских при галерее «Ў». — В арт-терапии не столько важен результат с точки зрения художественной ценности, сколько то, что это способ познания, развития и достижения гармонии с самим собой.
То, что мы на первом занятии начали рисовать человека с натуры, — это хорошо. Это как с языком: ты можешь сколько угодно учить теорию и грамматику, но пока не заговоришь, хоть и с ошибками, ты не будешь развиваться, — поясняет преподаватель. Кроме того, выполняя рисунок углем, можно избавиться от страха рисования: не нужно рисовать четкие линии, можно рисовать пятнами и растушевывать их пальцами.
Светлана Ковалец, 60 лет
Про арт-терапию Светлана узнала в центре, когда пришла на занятия по танцам. Заинтересовалась.
— Я люблю все, что связано с творчеством, что можно делать руками. Рисование входит в мой список того, чему я не успела научиться, пока работала. Еще хочу играть на фортепиано и танцевать. Кстати, недавно купила себе синтезатор и по видеоурокам научилась играть одно произведение.
Я никогда раньше не рисовала, но занятие мне очень понравилось. В животе холодно, зубы стучат, руки трясутся, и как с парашютом прыгаешь — такой вот был страх чистого листа.
Наталья Георгиевна Гомон, 63 года
На пробное занятие по арт-терапии Наталья Георгиевна пришла, потому что на пенсии ей скучно. До этого, признается, рисовала только с внуками, а уголь в руки никогда не брала. Ее основное хобби — бисероплетение. Колье и серьги, в которых она пришла на занятие, — ее рук дело.
Нина Васильевна Говина, 65 лет
Желание творчески развиваться и наличие свободного времени подтолкнули Нину Васильевну прийти на занятие по арт-терапии. Она единственная в группе решила изобразить натурщицу в полный рост.
— До этого я рисовала только в колледже, когда училась на кондитера. Но мы рисовали лицо по частям. Потом я пробовала по книгам учиться рисовать с натуры, но это было так давно! С тех пор и не рисовала.
Валентина Николаевна, 70 лет
Самой первой в группе свой рисунок закончила Валентина Николаевна. Недавно она перенесла операцию на глазах. Четкость зрения еще не восстановилась, но это не помешало ей прийти на занятие по арт-терапии.
— Я никогда не рисовала, — улыбается женщина. — Хожу сюда на вязание крючком.
Наталья Валентиновна Фонарева, 66 лет
— Я вообще рисовать не умею, только ромашку, — рассказывает Наталья Валентиновна. — Но увидела объявление и решила прийти посмотреть, что это такое. Очень хорошие впечатления остались от занятия. Сначала было страшно, а сейчас смотрю на рисунок и не верю, что у меня такое получилось. Я думала, что мы будем рисовать какой-нибудь кувшин, а тут сразу живого человека.
Кроме занятия по рисунку женщина учится плести из бумажной лозы, ходит на кружок по вязанию и на гимнастику по системе Ниши.
— Хорошо, что есть такое место, где можно чему-то научиться, пообщаться, а не сидеть дома в своих мыслях.
— Проект Детских творческих мастерских при галерее «Ў» существует уже шестой год, — отмечает руководитель инициативы Ирина Лукашенко. Но работать с людьми старшего поколения они начали только сейчас. — Рисование помогает озвучить те моменты, которые сложно проговорить: в семье, в своем состоянии. Например, у пенсионеров — это одиночество. Здесь они могут пообщаться с равными, найти поддержку.
Ирина Федотова, заведующая отделением дневного пребывания для граждан пожилого возраста ТЦСОН Московского района, надеется, что новый совместный проект поможет пожилым людям почувствовать себя уверенно. Кроме того, такая арт-терапия будет полезна для людей, страдающих деменцией (приобретенное слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности. — Прим. TUT.BY), и их родственников.
— Я надеюсь, что наш проект поможет людям стареть красиво и интересно. Сегодня участницы арт-терапии забирали свои рисунки со словами, что покажут их детям. Представляете! Ведь маленькие дети всегда несут свои работы папе и маме, — улыбается Ирина Федотова.
Сальвадор Дали привлекал внимание публики, гуляя по улицам Парижа с муравьедом на золотом поводке. Примерно в то же время Энди Уорхол устраивал безудержные вечеринки с морем алкоголя и наркотиков на своей «Фабрике». А всего несколькими годами ранее в США гремела слава Анны Марии Мозес (Anna Mary Moses), которая никогда не пыталась эпатировать публику, тихо жила на ферме и рисовала милые картинки для друзей и родственников.
За 25 лет творчества она создала 1600 картин, попала на обложку журнала Time, выпустила автобиографию, выставлялась в Европе и Японии, получила премию Национального Американского женского пресс-клуба из рук президента Гарри Трумэна. В её честь назвали кратер на Венере, а фильм о ней номинировали на Оскар. Все это при том что рисовать Анна Мария Мозес начала лишь в 76 лет.
В чем же секрет бабушки Мозес? Она шутила, что если бы не начала рисовать, то разводила бы цыплят, ведь бабушка никогда не стремилась стать художницей, а лишь искала, чем бы занять себя на пенсии.
Будущая художница родилась в 1860 году в бедной фермерской семье. В юности служила в богатых домах, потом вышла замуж за Томаса Мозеса и вместе с ним работала на фермах по найму, воспитывала пятерых детей. Когда Анне Марии было 45 лет, им с мужем удалось купить собственную ферму. Супруги продолжали упорно трудиться до самой старости. После смерти мужа в 1927 году бабушка Мозес решила отойти от дел и передать управление фермой в руки младшего сына.
Анна Мария тяжело переживала смерть мужа, и если раньше отвлечься от печальных мыслей ей всегда помогала работа, то теперь она не знала, как распорядиться свободным временем и стала впадать в уныние. Дочь предложила ей начать вышивать. Бабушке это занятие понравилось, но вскоре у нее стали сильно болеть руки и новое хобби пришлось оставить. Тогда сестра предложила ей другой вариант: «Ты знаешь, как рисовать картины нитками, почему бы не попробовать делать это красками?». Так бабушка Мозес взялась за кисть.
В своих интервью художница вспоминала, что в детстве рисовала вместе с братьями и любила использовать вместо красок ягодный сок, но во взрослой жизни тяжелая физическая работа на ферме и хлопоты по дому просто не оставляли на творчество ни времени, ни сил.
Бабушка дарила свои работы родственникам и друзьям, выставляла их на местных ярмарках. Картины многим нравились, но на ярмарках призов не выигрывали, зато выигрывали ее соленья и джемы, которые были известны на всю округу.
Кстати, именно знаменитые джемы бабушки Мозес в сочетании с добротой и искренностью художницы покорят сердца посетителей выставки, организованной универмагом Gimbels в 1940 году, с которой и началась популярность художницы.
А пока она просто продолжает рисовать картинки сельской жизни из своих детских воспоминаний: сцены празднования Рождества в кругу семьи, односельчан за приготовлением кленового сиропа, женщин, которые шьют лоскутное одеяло, сидя за большим столом, как часто делали во времена молодости бабушки Мозес.
Однажды посетительница местной ярмарки предложила бабушке выставить картины в аптеке, принадлежащей ее мужу. Там картины бабушки Мозес увидел коллекционер Луис Кальдор (Louis J. Caldor). Он скупил картины художницы и пообещал сделать ее знаменитой.
Кальдор начал предлагать картины дилерам, но те не спешили вкладываться в раскрутку новой художницы, опасаясь, что предприятие не окупится из-за преклонного возраста бабушки Мозес.
После долгих поисков Луис Кольдер все-таки нашел галериста, который согласился организовать пробную выставку бабушки Мозес под названием «Что рисует жена фермера». За ней последовала выставка в универмаге и череда других выставок в США и за ее пределами. Люди устали от Холодной войны и нашли отдушину в наивном искусстве с простыми сюжетами. Удивительная история превращения 80-летней бабушки Мозес из простой жены фермера в знаменитую художницу привлекала публику не меньше, чем ее картины. Бабушка стала настоящим символом. Ее картины хотели видеть на тарелках, тканях и почтовых марках. Компания Hallmark выпустила коллекцию рождественских открыток с сюжетами ее картин.
За пределами США работы бабушки Мозес даже служили своеобразным элементом пропаганды. Художница была одной из главных участниц передвижных выставок, которые американская информационная служба устраивала за границей, демонстрируя уставшим от войны европейцам картины мирной сельской жизни своей страны.
Бабушку Мозес не сильно интересовали деньги и слава. Ей просто нравилось рисовать и радовать людей своими картинами. Ее работы возвращают нас в простое время, когда люди много трудились и любили проводить время вместе. Этой атмосферой бабушка Мозес щедро делилась со своими зрителями, вселяя в них оптимизм и веру в лучшее.
Читайте также: