Какая пенсия у зельдина
21 января 2020 , 15:03 [ «Аргументы Недели» ] Источник: СтарХит
Наследство российского актера Владимира Зельдина поделили лишь через три года после его кончины. Народный артист СССР, почетный гражданин Тамбовской области ушел из жизни 31 октября 2016 года.
Зельдину был 101 год, однако он не позаботился о том, кому после его смерти достанется двухкомнатная квартира в Москве стоимостью 12 миллионов рублей. У Владимира Михайловича не было детей, поэтому право обладать жилплощадью имела его супруга – Иветта Капралова. Женщина пережила мужа на три месяца, но успела переписать имущество на своего сводного брата.
Дальний родственник Зельдина – его внучатый племянник Игорь – не согласился с таким решением. Между двумя мужчинами началась настоящая борьба за квартиру. В конечном итоге племянник актера отступил, вследствие чего единственным обладателем недвижимости стал сводный брат Капраловой.
Sohu считает Кадырова возможным преемником Путина
В Европе всё началось раньше, но через какое-то время будет и у нас
Старушка оставила наследство соседям: банковский счет на 6,2 миллиона евро, ценности, дома
Александр Козлов: Необходимо уточнить правой статус апартаментов как вида жилища
Наследство актера Владимира Зельдина поделили через три года после его кончины
Светлана Светличная рассказала о семье, которой подарит свою квартиру
Владимир Бортко призвал посмотреть фильм с лучшей ролью народного артиста России Бориса Плотникова
На подходе новая элита. Старая уходит с миром
Федосеева-Шукшина поблагодарила Бастрыкина. СКР помогает ей вернуть квартиру
Ефремова этапировали в колонию
В Италии продаются дома за один доллар
Почему в СССР повсеместно высаживали тополя
В поселке Светлый Оренбургской области в одной из квартир обнаружены мертвыми пятеро мужчин
Адвокат Широкова: У Цымбалюк-Романовской могут быть претензии материального характера к части имущества Джигарханяна
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
-
Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки
Оставайтесь с нами. Добавьте нас в Ваши источники и подпишитесь на наши соцсети.
Аргументы Недели → Самое читаемое
На подходе новая элита. Старая уходит с миром
Почему в СССР повсеместно высаживали тополя
Китайские СМИ назвали Кадырова возможным преемником Путина
Кредиты до зарплаты можно будет списать: новые правила от.
В Европе всё началось раньше, но через какое-то время будет и у нас
Армия США получила оружие, способное уничтожать российские «Авангарды»
Какой трудовой стаж у Владимира Зельдина? Сколько ролей сыграно? Какие помните, какие запомнились? Сколько лет Народному артисту СССР Владимиру Зельдину?
Даже трудно поверить,что народному артисту СССР Владимиру Михайловичу Зельдину 98 лет!И более того он продолжает и по сей день трудную работу на творческой ниве!А трудовой актёрский стаж насчитывается без малого 77 лет(!) Трудиться начал сразу после окончания школы учеником слесаря.Но главное его призвание -служение Мельпомене!В кино звёздную роль получил в знаменитой комедии "Свинарка и пастух".После этого его стали чаще звать сниматься в кино:Учитель танцев,Укрощение строптивой,Дядя Ваня,31 июня,10 негритят,Тайна Чёрных дроздов,Вино из одуванчиков. Всего у действующего народного артиста около 60 киноролей,ролей на сцене пожалуй и не сосчитать,как не сосчитать его наград и регалий!
В ночь на 31 октября 2016 не стало Великого Артиста, Народного артиста СССР Владимира Зельдина.
Человек-эпоха, легенда отечественного театра. Рыцарь Веселого Образа - так называли Владимира Михайловича преданные поклонники.
Родился Владимир Зельдин 28 января (10.02) 1915, умер на 102 году жизни 31.10.2016.
У Владимира Зельдина общий трудовой стаж около 80 лет! Первый раз вышел на сцену 06 ноября 1927 в спектакле "Мятеж".
С 1945 и до последних своих дней служил в Центральном академ.театре Российской армии.
Активно снимался в фильмах Первый фильм "Семья Оппенгейм" 1938 г., последний фильм- "Убежать, догнать, влюбиться" 2013-2015 г.. В титрах последнего фильма так и указано: Владимир Зельдин - Человек-Легенда.
Светлая память Великому Человеку и Великому Артисту!!
Владимир Зельдин был и останется легендой театра кино, его трудовой стаж превзошел 80 лет, он был самым пожилым из работающих в театре актеров.
Фильмография Зельдина относительно невелика, всего 57 фильмов. Зато какие фильмы!
Мне почему-то он более всего запомнился в "Десяти негритятах" и "Тайна "Чёрных дроздов", возможно из-за того, что очень люблю Агату Кристи.
У Зельдина чувствовался аристократизм, и неповторимая манера разговора, что, даже просто услышав его голос, было понятно, что это говорит он.
Думаю, что вряд ли кто-то сможет быть настолько долгожителем в искусстве.
Но его работа в кино будет еще долго радовать нас его искусством.
Ушел артист целой эпохи.
Великий артист! Ведь Владимир Зельдин единственный в мире актёр, который выходил на сцену в столетнем возрасте! И не просто выходил, а играл, да еще и как. Он был полон энергии и молодого задора. Зельдин в своем родном Театре Российской Армии служил с 1945 года почти до последних дней своей жизни.
И вот утром 31 октября в девять часов Владимира Зельдина не стало. Его безуспешно пытались реанимировать в течение последних трех недель в военном госпитале. 29 октября его перевели в НИИ Склифосовского, но все попытки оказались безуспешными.
Возраст взял свое.
Ему был 101 год.
Владимир Зельдин останется в сердцах целого поколения. Думаю, и последующие поколения будут с удовольствием смотреть фильмы с его участием.
«Свинарка и пастух», «Карнавальная ночь», «Десять негритят», «Укрощение строптивой» все фильмы с его участием остаются в сокровищнице нашего кинематографа, и пока кинематограф жив, жива и память о величайшем актере.
Он снялся в 62 картинах, а роли в театре перечислить довольно трудно, столько им сыграно замечательных, незабываемых героев на сцене. Ведь его трудовой сценический стаж более 80 лет!
Актер ушел накануне в 101-летнем возрасте — почти до последнего дня он играл на сцене. Как? Есть восемь секретов
Каждый раз, когда брали интервью у Владимира Зельдина, разговор так или иначе заходил о секрете его долголетия. И физического, и творческого. Надо отдать должное Владимиру Михайловичу — на эту тему, наверняка ему поднадоевшую, он терпеливо и подробно отвечал.
Мы попросили прокомментировать его ответы президента европейской ассоциации геронтологии, членкора РАН, профессора Владимира Хавинсона. Кстати, Владимир Хацкелевич тоже беседовал с актером-долгожителем, и тоже с профессиональным интересом. Пару лет назад Зельдина пригласили на конференцию по геронтологии. К удивлению профессоров и академиков, Владимир Михайлович без посторонней помощи поднялся на трибуну, откуда здраво и независимо отвечал на вопросы изумленной аудитории.
СЕКРЕТ №1: НИКОТИНУ — НЕТ!
Владимир Зельдин:
— Я никогда не курил. В родительском доме тоже никто не курил и не пил. Я с детства не переношу табачного дыма.
Кстати, в театре Российской Армии, где больше 70 лет прослужил Владимир Михайлович, многие об этом знали. Поэтому в его присутствии никто не курил — из уважения к актеру.
Комментарий геронтолога:
— Курение — один из достоверных факторов риска преждевременной смерти, со всеми вытекающими последствиями: рака, диабета, инсульта, инфаркта… Кроме того, курение ускоряет старение.
СЕКРЕТ №2: СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ
Владимир Зельдин:
— В семье моих родителей не было скандалов и конфликтов. Очень многое в твоей жизни зависит от семьи, в которой ты родился и вырос.
Комментарий геронтолога:
— Отсутствие избыточного стресса — тоже важный фактор крепкого здоровья. Хронический стресс провоцирует болезнь, вплоть до рака, поскольку ведет к подавлению иммунитета. Это научно доказанный факт.
СЕКРЕТ №3: ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС
Владимир Зельдин:
— Нельзя быть загнанной лошадью, то есть во всем надо знать меру. Единственный способ продлить творческий марафон — оставлять время на отдых.
(Действительно, он феноменально умел распределять свои силы. Учил роль не спеша, в своем темпе, и в результате выучивал текст быстрее своих более молодых коллег. В начале работы над спектаклем не включался на полную мощность, но ближе к премьере с каждой репетицией набирал обороты и выкладывался на самом спектакле. «Владимир Михайлович умело чередует бодрствование и отдых, — подтверждала жена актера Иветта Евгеньевна. — Этим качеством владеет смолоду. Спит он помногу, хотя ложится поздно, и за счет сна восстанавливается. В этом главный секрет его долголетия»).
Комментарий геронтолога:
— Очень важно уметь правильного чередовать труд и отдых. Если беспрерывно тяжело работать, может случиться инфаркт или инсульт. Это касается даже молодых людей, если их слишком перегружать. Владимир Михайлович всегда находил время для полноценного сна. Мне он говорил, что любит поспать. Перед спектаклем обязательно отдыхал. Он интуитивно чувствовал, что ему нужно накопить энергию. Кстати, этим же рецептом пользуются многие спортсмены. Во время крепкого сна вырабатывается мелатонин, так называемый «ночной гормон молодости». Вот почему недостаток сна приводит к преждевременному старению, диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям, язве желудка, раку. Кроме того, важен постоянный режим. Если жить в одних условиях, организм адаптируется, вырабатываются правильные стереотипы, что способствует долгой здоровой жизни.
СЕКРЕТ №4: НЕ ПЕРЕЕДАТЬ!
Жена, Иветта Евгеньевна, не раз говорила, что Зельдин ест все, лишь бы вкусно было. И не только гречневую кашу, как ему приписывала народная молва. Правда, ест по чуть-чуть, почти детскими порциями.
Комментарий геронтолога:
— Ограничение калорийности — важнейшее правило здорового образа жизни и доказанный способ замедлить наступление возрастных заболеваний. Сокращение калорий на 20-30 процентов повышает качество жизни на 15-20 процентов. Соответственно увеличивает ее продолжительность. Необязательно сидеть на диете, или быть вегетарианцем: в нашем организме есть ферменты, переваривающие мясо, значит, его нужно есть. Главное — не переедать. Избыточный вес и переедаение — главные причины преждевременной смерти.
СЕКРЕТ №5: ПЕШКОМ К ЗДОРОВЬЮ
В свое время Владимир Михайлович подобрал на улице дворняжку и выгуливал ее вместо зарядки по полтора часа в любую погоду, при любом самочувствии, после спектаклей и съемок. В этом была его гимнастика. Боря прожил в семье актера 17 лет — тоже своего рода собачий долгожитель.
Комментарий геронтолога:
— Ежеденевная физкультура — тоже важный фактор долголетия. Час — полтора в парке — идеальная формула, как прожить долго. Очень полезна скандинавская ходьба в парке. Или прогулки с собакой. И наоборот, низкая физическая активность — фактор риска преждевременной смерти.
СЕКРЕТ №6: ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ
Владимир Зельдин:
— В молодости у меня было амплуа лирического любовника. Я стольких любовников переиграл, столько наобъяснялся в любви, что, казалось бы, должен был устать от любви… Но женщины меня до сих пор интересуют. Это чудо природы. У меня сохранилось чувство влюбленности в женщин, и в театре об этом знают. Если актер сохранил непосредственность юности, значит, он молод, значит его внутренний костер не затух.
(Кстати, жена актера относилась терпимо к тому, что ее муж ухаживает за молодыми женщинами, мудро, понимая, что это молодость его заряжает энергией).
Комментарий геронтолога:
— Соприкосновение с прекрасным, интерес к красоте — это полезно для здоровья. Ухаживать за женщинами так же полезно, как ходить в музеи, где тебя окружает красота. Это формирует внутренний позитивный мир.
СЕКРЕТ №7: БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ — БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ
Люди, которые близко знали Владимира Михайловича, как один говорят, что он был очень светлым, чистым человеком, никогда плохого о людях не говорил. Кроме того, очень скромный, несмотря на все свои регалии. Маленькая двухкомнатная квартира, жилплощадью в 31 квадратный метр. Не было собственной дачи — жил летом на казенной. Одним словом, — бессребреник. О других — хлопочет, для себя — ничего. Не тратится на бытовые хлопоты.
Комментарий геронтолога:
— Скромность — тоже фактор долголетия. Большое богатство — большие проблемы и головная боль. Надо расходовать энергию на сохранение этого богатства.
СЕКРЕТ №8: ВЕК УЧИСЬ
Несмотря на преклонный возраст, с радостью вовлекался в новые проекты. Юлий Гусман специально для Зельдина поставил спектакль «Танцы с учителем», когда актеру было 95 лет.
Комментарий геронтолога:
— Удивительно, но факт: «умные живут дольше». Хотите жить долго — с юных лет тренируйте не только тело, но и память и мозг! Более образованные люди живут дольше. Как и люди творческих профессий.
ОПРОВЕРГАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
Пример Владимира Зельдина как будто бы опровергает законы генетики, мол, долгожители — это наследственно. У него же родители умерли рано.
Мама — в 47 лет. Отец — в 52 года. По мнению геронтолога, этому тоже есть объяснение — генетика не только от родителей зависит, но и от всех предшествующих поколений его семьи. Комбинация генов может быть необычной. У Зельдина явно был уникальный генотип.
Между тем, от гибели на фронте Владимира Зельдина спасла постановка «Свинарка и пастух».
Жизнь вновь ставит извечный вопрос об «эликсире молодости». Как далеко продвинулась на этом направлении наука?
Лауреат Сталинской премии актер Владимир Зельдин совсем немного не дожил до своего 102-летия. При этом до последних дней Зельдин сохранял бодрость, играл на сцене и оставался самым старым действующим актером в мире. Его жизнь вновь ставит извечный вопрос об «эликсире молодости», над которым бились поколения алхимиков. Как далеко продвинулась на этом направлении наука и имеются ли точные рекомендации, которые гарантируют долголетие?
В разговоре на небезразличную для любого человека тему важно понимать, что абсолютизация отдельных примеров некорректна. Долгожительство – это вопрос медицинской статистики и геронтологии, но никак не личного опыта. Иначе можно было бы всем миром следовать примеру последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского, который 30 лет провел в холодном каземате Соловецкого монастыря, всего три раза в год выходил на прогулку и умер в возрасте 113 лет, отказавшись принять помилование из рук Александра I.
При этом обильные возлияния и повальная страсть к табакокурению запорожского казачества поражали всех заморских гостей. Хотя казус можно объяснить святостью кошевого атамана, который недавно был канонизирован Украинской православной церковью.
Наука о здоровье человека, понятное дело, начинается с животных. Так вот, далеко не для каждой животной твари существует понятие старения. Некоторые моллюски, рыбы, крупные птицы растут и размножаются до самой смерти, а потом внезапно уходят из жизни. С точки зрения активности репродуктивной функции, слоновая черепаха с Галапагосских островов, которая видела Чарльза Дарвина, ничем не отличается от черепахи, которая только учится пресмыкаться. Образ древней Тортилы, которая поучала Буратино, противоречит природе.
Почему наступает смерть? В 2002 году Нобелевскую премию получили Сидней Бреннер, Роберт Хорвиц и Джон Салстон (у первых двух – наши корни, родители уехали из Российской империи), которые нашли у круглых червей (нематод) гены, где закодирован добровольный уход из жизни. Иными словами, в природе существуют гены, которые толкают круглую нематоду на харакири. Если эти гены с помощью генетических манипуляций выключить, то жизнь червяка будет продлена в семь раз.
В биологии процесс запрограммированного ухода из жизни называется апоптоз. С этой точки зрения старость - это процесс ускорения эволюции, если организм не удовлетворен условиями существования. К примеру, процесс старения начинает работать, когда организм прекращает развитие. Изношенные индивиды для популяции вредны, об этом писал один из отцов генетики Август Вейсман, которого в СССР разоблачал «народный академик» Трофим Лысенко. Но при высоком уровне комфорта можно отказаться от старения по примеру животных. Хотя не замечено, чтобы миллиардеры отличались долгожительством. Видимо, их грызут иные муки.
Биохимически процесс старения связан с повышением внутри клетки уровня ядовитых соединений кислорода. Диалектика: кислород – не только жизнь, но и самурайский меч для клеточных митохондрий, где накапливается энергия клетки. Медицина, даже не зная этих тонких механизмов, советует пожилым людям принимать витамин Е и аскорбиновую кислоту, которые связывают лишний кислород. Активным адептом этого рациона был дважды Нобелевский лауреат Лайнус Полинг (93 года).
В России исследованиями в области апоптоза занимается академик Владимир Скулачев, которого щедро финансировал предприниматель Олег Дерипаска, чем вызывал шутки о желании приобрести личное бессмертие. «Я считаю, что старость - это болезнь, ее нужно лечить, как инфаркт и рак, - говорил мне академик Скулачев. - Если я вылечу человека от старости, то я вылечу его и от рака с инфарктом – чаще всего старческих болезней. Я не говорю о бессмертии, несчастные случаи и катастрофы не в моей компетенции. Но увеличить продолжительность жизни в десять раз и при этом сохранить ее высокое качество я считаю возможным».
Пока Скулачеву удалось вылечить от слепоты нескольких собак, кроликов, кошек и лошадей. Опыты, в том числе в медицинских клиниках, продолжаются.
Конечно, имеется генетическая предрасположенность к долголетию. От 30 до 50 процентов долгожителей в близкой родне имели людей, доживших до преклонных лет. Но как расчленить этот фактор – вопрос. И упаси боже делать вывод о генах долголетия! С научной точки зрения, некорректный подход, ибо вместе с геномом мы наследуем от родни среду обитания, образ жизни и питания, профессиональные и культурные коды. Взаимное влияние многих факторов друг на друга отделить невозможно.
Пока генетики изучают тонкую материю, терапевты и геронтологи нашли немало важных закономерностей, которые отражаются на долголетии. Точно известно, что толстякам жизненно важно похудеть. Ожирение на 10-15% катастрофически снижает шансы стать долгожителем. Можно было бы сказать, что британский премьер Уинстон Черчилль, который дожил до 90 лет, – ужасный пример, который сбивает с истинного пути. Однако здесь включается самый сильный фактор долголетия – умственная нагрузка, которая не зависит от IQ.
Исследования во многих странах неопровержимо доказали, что в каждом возрасте люди, которые занимаются активным умственным трудом, отличаются более крепким здоровьем. Кстати, установлена обратная корреляция между ожирением и интеллектуальными способностями. Умные люди не живут себе во вред и ведут здоровый образ жизни.
Таким образом, Черчилль преодолевал последствия вредных привычек единственно возможным путем - в преклонном возрасте не прекращал активной интеллектуальной деятельности. В 79 лет Черчилль заработал Нобелевскую премию по литературе, обойдя на вираже Хемингуэя. Важный вывод: не думать еще вреднее, чем пить, курить и объедаться!
Долголетие зависит от возраста матери. Если она младше 25 лет, у ребенка в два раза выше шансов дожить до 100 лет, чем у младших братьев. Отец может не переживать по поводу паспортных данных, его возраст – дело десятое. Есть версия, что с возрастом генетическая информация отца улучшается. Как старое вино в мехах! И есть версия, что чем старше мать, тем больше скрытых дефектов накапливается в организме. Подчеркну: ни в коем случае нельзя распространять эти выводы на конкретную семью. Статистика работает на больших числах и ничего не обещает в каждом отдельном случае.
В многодетных семьях сплошь и рядом вырастают гениальные дети: Бетховен, Фрейд, Менделеев, Чехов, Вашингтон, Дисней, Линкольн, Майкл Джексон. И, конечно, Ленин. Рекордсмен - Михаил Калашников, 17-й ребенок в крестьянской семье.
И, наконец, социальный фактор – востребованность человека. По инерции хочется назвать его самым главным, но степень важности определить невозможно. Это лишнее доказательство важности социальной иерархии гомо сапиенс. Дольше всех живут представители профессий, которые не предполагают выхода на пенсию и которыми можно заниматься до гробовой доски. К примеру, наш первый Нобелевский лауреат академик Иван Павлов, умирая в 86 лет, диктовал ученикам свои ощущения.
Подозреваю, что баталии, которые неизменно разворачиваются на выборах в Российской академии наук, имеют ту же скрытую подоплеку, что погоня за «эликсиром бессмертия». Академик – это пожизненное звание. Не случайно академиков во Франции называют «бессмертными». Российская академия наук – ареопаг старейшин, которые собственно наукой уже не занимаются, но оберегают от реформаторов свой ареал обитания. Средний возраст академиков – 75 лет, и среди них, как нигде много настоящих аксакалов.
Символично, что эпоха чиновничьих гонений и невостребованности ученых совпали с уходом в мир иной старой гвардии отечественной науки - Сергей Никольский (107 лет), Николай Доллежаль (101 год), Борис Соколов (99 лет), Борис Черток (99 лет), Глеб Добровольский (98 лет), Григорий Севостьянов (97 лет), Георгий Бюшгенс (97 лет), Иосиф Фридляндер (95 лет), Виталий Гинзбург (93 года)…
Некоторых из этих замечательных людей я хорошо знал и могу засвидетельствовать, что до последних дней они сохраняли ясный ум, активность и жизнелюбие. По отзывам коллег, все это справедливо и в отношении Владимира Зельдина.
10 февраля исполнится 100 лет Владимиру Зельдину. Его называют человек-легенда, человек-эпоха. Еще бы! Он давно заслужил право быть занесенным в Книгу рекордов Гиннесса, ведь в мировой театральной практике нет ни одного действующего актера в таком почтенном возрасте. К тому же, 70 лет он играет на одной и той же сцене - в 1945 году Зельдин пришел в Центральный театр Советской Армии и никогда не покидал его стены.
Владимир Зельдин до сих пор играет по четыре спектакля в месяц. И, по словам сотрудников творческого цеха, показывает пример необычайной ответственности к своему делу. Он практически целую жизнь прожил в театре, и за все это время по его вине спектакль ни разу не отменяли.
У знаменитого актера свои приоритеты в жизни. К примеру, он не любит, когда ему желают здоровья. Говорит, что «на «Титанике» все были здоровы, а погибли…». Про себя же говорит, «если Бог меня хранит, значит - я не все еще завершил», поэтому и отдается работе целиком и полностью.
Вместе с тем, одна серьезная проблема со здоровьем все же есть. Супруга актера Иветта Капралова как-то рассказала в одном из интервью, что Зельдин практически не видит. С трудом узнает людей, стоящих рядом. Один глаз совсем ослеп, другой еще более-менее. Приходится даже читать ему газеты и книги. Операций на глазах было очень много, но не помогло. При этом на сцене актер блестяще чувствует дистанцию и без проблем передвигается.
Сам Владимир Михайлович признается, что иногда бывает тяжело, но как только он надевает театральный костюм, откуда-то появляются силы.
Гены не при чем
Владимир Михайлович уверен, что гены к долголетию в его случае не имеют никакого значения. Отец умер в 53 года, мама – в 47 лет. Тем не менее, увлеченность любимым делом, постоянное движение дают возможность, что называется, «держаться на плаву». И еще кое-что.
- Я не пью и не курю. Не делал этого никогда. В доме моих родителей вообще никто не курил и не пил. В семье не было скандалов и конфликтов. Многое в жизни зависит от семьи, в которой вырос.
- Я очень увлекающийся, влюбчивый человек. Есть спектакли, где мне приходится объясняться в любви. Но, для того чтобы зритель поверил, что я по-настоящему люблю, я обязательно влюбляюсь. Иосиф Бродский сказал, что женщина - это чудо природы. И я всегда нахожусь в состоянии влюбленности. Я стольких любовников переиграл, столько наобъяснялся в любви, что, казалось бы, должен был устать от любви. Но до сих пор женщины меня интересуют.
- Я не считаю себя взрослым. Поэтому где-то я всегда остаюсь ребенком. Если актер сохранил непосредственность юности, значит, он молод, значит, его внутренний костер не затух.
О гениях, поклонниках и «врагах» старости
Практически преодолев вековую планку жизни, Владимир Зельдин имеет свою точку зрения на многие вещи. Это касается и обыденной жизни, и творчества. Наверняка многим из его поклонников будет интересно узнать этого человека, как говорится, изнутри.
О главных приоритетах в жизни
«Главное – жить в гармонии с собой, работать честно, по совести, поступать по справедливости. Я никогда не был хапугой, не бежал за большими деньгами и роскошью – человеку ведь много и не надо. Никого не предавал, не участвовал в интригах, старался любить людей и прощать их слабости. Еще я во всем проявлял чувство меры, а для этого нужна сила воли. Ну и, конечно, театр, без которого я бы не был счастлив.»
О долголетии
«Чтобы жить долго, нужно делать добро. Я следую заповедям религиозным: не укради, не убей и не прелюбодействуй. А еще следую заповеди Дон Кихота, который утверждал: «Не называй своим ничего, кроме своей души. И всегда смотри вперед: в прошлогоднем гнезде птенцов уже не найти!»
О пессимизме и оптимизме
«Я частично и оптимист, и пессимист. Разные грани бывают в разные времена. Как погода весна, лето, осень, зима, так вот и настроение бывает. Но мне кажется, самое главное для меня – все-таки, это моя творческая работа.»
О гениях
«У нас очень легко, обращаясь, говорят «гений», «великий», «выдающийся». Мне кажется, выдающиеся, гении – это те, которые оставляют после себя на многие сотни и десятки лет в памяти свои произведения и так далее. Это и Александр Сергеевич Пушкин, и Лермонтов, и Толстой, и Чайковский, и Мусоргский, и так далее, и так далее.»
О поклонниках
«Сам я человек эмоциональный. И когда спектакль производит на меня впечатление, у меня возникает желание подождать актеров у служебного входа, поблагодарить. Мне понятно и когда влюбленность в героя переносят на актера. Это и есть настоящее искусство, заставляющее сопереживать происходящему на экране или на сцене.»
О зависти
«Я абсолютно лишен чувства зависти. Всегда радуюсь успеху коллег. Иосиф Бродский говорил: «Надо помнить, что есть люди лучше тебя, – это облегчает жизнь».
О работе и отдыхе
«Чем больше человек работает, тем он дольше живет. Мне достаточно моей внутренней энергии. На сцене я взрывной, показываю всю палитру чувств. А вне экрана и театра - спокойный.
Нельзя быть загнанной лошадью, во всем надо знать меру. Единственный способ продлить творческий марафон - оставлять время на отдых. Поэтому я много сплю и всегда отдыхаю перед спектаклем.»
О «врагах» старости
«Понимаете, я пенсионер, инвалид 2-й группы, мог бы лежать на диване, читать, смотреть телевизор. Самое главное, что убивает – безделье, лень и равнодушие.
Не стало легендарного актера Владимира Зельдина. Он скончался в Москве на 102-м году жизни.
На прошлой неделе стало известно о госпитализации актера Владимира Зельдина. У 101-летнего артиста, по словам его супруги, было низкое давление и он проходил обследование в военном госпитале. В субботу, 29 октября, состояние Зельдина ухудшилось, и он был переведен в НИИ имени Склифосовского.
Владимир Зельдин с детства хотел стать артистом. Он родился в 1915 году, собирался стать танцором, но отец видел его музыкантом — так он стал трубачом в оркестре Высшей пограничной школы. Продолжить военную карьеру Зельдин не смог из-за плохого зрения. Мыслей о профессиональной сцене он, впрочем, не оставил и, работая слесарем, вечерами участвовал в заводской самодеятельности. Потом были производственно-театральные мастерские Театра МГСПС (сейчас это Театр Моссовета) и переход в Театр транспорта, где его заметила ассистентка уже знаменитого к тому времени режиссера Ивана Пырьева, который как раз готовился к съемкам музыкальной комедии «Свинарка и пастух».
Молодой артист Пырьеву подошел и был принят на роль дагестанского пастуха Мусаиба Гатулина, претендующего на сердце прекрасной свинарки Глаши (Марина Ладынина).
Съемки фильма были прерваны войной, Зельдин в числе других артистов получил повестку в армию, но потом вся съемочная группа по приказу сверху вернулась к работе над картиной, премьера которой состоялась в ноябре 1941 года и имела огромный успех и у зрителей, и у властей, Зельдина даже называли любимым артистом Сталина.
Правда, первый успех в кино артисту так и не удалось развить во что-то большее — ролей, подобных той, что он сыграл в фильме «Свинарка и пастух», ему больше не досталось. Он снимался в «Сказании о земле Сибирской», играл клоуна Типа в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова, в фантастической картине «31 июня» был королем, а у Станислава Говорухина в «Десяти негритятах» — уверенным в своей правоте судьей Уоргрейвом. Его фильмография не такая уж и маленькая — в ней около шестидесяти картин, а свою последнюю роль Зельдин сыграл в 2015-м, в год, когда ему исполнилось 100 лет и он был старейшим действующим актером планеты.
Но главным для Владимира Зельдина всегда оставался театр, причем лишь один.
После войны артист вернулся в Москву и поступил работать в Театр Советской армии (сейчас — Центральный академический театр Российской армии), которому так и не изменил до конца жизни и с которым связана вся театральная жизнь Зельдина. Здесь он начинал с роли поручика Ржевского в спектакле по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно», а через много лет играл в этой же постановке уже Кутузова.
Зельдин был первым артистом, который воплотил образ ироничного барона в пьесе Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен» — тот самый образ, который несколько лет спустя прославил Олега Янковского в фильме Марка Захарова.
В этом же театре актер сыграл самую знаменитую свою роль — дворянина Альдемаро в «Учителе танцев» по Лопе де Веге, в которой воплотил свою детскую мечту и все-таки стал танцором.
Этот спектакль шел в Театре Советской армии почти тридцать лет — и все эти годы зрители верили, что на сцене бедный дворянин, который влюбился и смог проникнуть в дом любимой девушки в образе учителя танцев, у которого задача не научить танцевать, а добиться от объекта своего обожания более высокого чувства.
В спектакле «Учитель танцев» Владимир Зельдин сыграл более тысячи раз.
В этом же театре уже в новом веке специально для Зельдина Юлий Гусман поставил три спектакля, приурочив их к юбилеям артиста. В 2005-м вышел «Человек из Ламанчи», где он сыграл давно желанную роль Дон Кихота, в 2010-м актер, скрывшийся под понятным псевдонимом Неделин, рассказал о себе в автобиографических «Танцах с учителем», а в 2015-м, к столетнему юбилею Зельдина, он вышел на сцену в бенефисном спектакле «100, или Танцы со временем».
Владимир Зельдин — один из легендарных артистов СССР и России. На каждом этапе жизни страны для Зельдина находилось место в кино, хотя чаще всего был востребован его природный аристократизм. Основным же местом работы для себя он считал театр и находил в себе силы не уходить со сцены до самой последней минуты.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Зельдин Владимир Михайлович – российский и советский актер театра и кино.
Зельдин Владимир: биография
Родился 10 февраля 1915 года в городе Козлове (ныне Мичуринск), Тамбовской области в семье музыканта и учительницы. Помимо самого младшего Владимира в семье было ещё четверо детей: брат Юрий и сёстры Елена, Нина, Ирина.
К 1920 году Зельдины переехали в Тверь, где Володя пошёл в гимназию.
А в 1924 году семья стала жить в Москве. В столице Владимир учился в военизированной школе на Таганке (в 1930 году ученики этой школы участвовали в военном параде на Красной площади).
Все дети, как и отец, были музыкальны и играли на разных инструментах. Владимир освоил трубу, рояль и скрипку, что очень пригодилось ему в жизни.
Долгое время Зельдин мечтал о балете, в 12 лет пытался поступить в Хореографическое училище Большого театра на отделение характерных танцев, но отец помешал осуществлению этой мечты, так как видел в сыне музыканта.
Через четыре года Владимир захотел посвятить себя профессии военного моряка, но в военное училище его не взяли из-за плохого зрения.
По окончании школы поступил учеником слесаря на завод "Опытный передатчик", но эта работа ему не пришлась по душе из-за её нудности, однообразия и отсутствия романтики.
В начале 1930-х годов ХХ века Производственно-театральные мастерские при театре МОСПС (создан в 1923 году, в 1930 году переименован в Театр имени МОСПС, в 1938 году стал основой Театра имени Моссовета) набирали актёрский курс, куда, не надеясь особо на успех, пошёл сдавать экзамены Владимир Зельдин.
Приемную комиссию возглавлял Василий Ванин и Евсей Любимов-Ланской (с 1925 по 1940 годы руководил Театром имени МОСПС).
На экзаменах Володя читал стихи Безыменского и рассказы Натальи Кончаловской, и был принят неожиданно для себя. Руководителем курса стал Евгений Лепковский (актёр Театра имени МОСПС), танец преподавали бывшая балерина Большого театра Вера Мосолова и будущий главный балетмейстер Московского театра оперетты Галина Шаховская. Вместе с Шаховской Зельдин давал уроки в танцевальных студиях.
Из двадцати пяти человек курса только двое стали известными актёрами: Владимир Зельдин и Николай Парфёнов. Мастерские Владимир Михайлович закончил в 1935 году.
Параллельно занимался в кавалерийском манеже, ездил верхом, получил значок "Ворошиловский всадник". Вместе с ним в манеже занимались сыновья Анастаса Микояна и Василий Сталин. Вообще, молодость Владимира Михайловича была окрашена встречами с яркими людьми: ему довелось видеть на сцене Марию Бабанову, спектакли Александра Таирова, а также Владимира Маяковского, Николая Бухарина, Александра Вертинского.
В 1938 году Зельдин перешел в Театр транспорта (ныне Театр имени Н.В. Гоголя). Здесь актёр сыграл в спектаклях, поставленных по классикам мировой литературы: "Без вины виноватые" А.Н. Островского (массовка), "Комедия ошибок" Уильяма Шекспира (Антифон Сиракузский), "Коварство и любовь" Шиллера (Фердинанд).
В 1940 году ассистентка режиссёра Ивана Пырьева попала на спектакль Театра транспорта "Генеральный консул", где приметила молодого Владимира Зельдина в роли рядового Гоглидзе, позже порекомендовав его Пырьеву. Состоялась их первая встреча. В результате Иван Александрович пригласил Владимира Михайловича на главную роль (пастуха Мусаиба Гатуева) в свой новый фильм "Свинарка и пастух". Это был уже второй фильм Зельдина, а дебютировал он в картине Григория Рошаля "Семья Оппенгейм".
Уже во время съёмок фильма в июне 1941 года на Домбае Владимира Михайловича и всю съёмочную группу настигла новость о начале войны. Через несколько дней после возвращения в Москву ему пришла повестка с направлением в танковое училище, но меньше, чем через месяц вышел приказ министра кинематографии о продолжении съёмок и возвращении всех мужчин, занятых в фильме, на "Мосфильм" с выдачей брони до окончания съёмок. Это, правда, не означает, что защита Родины ограничилась лишь искусством. По ночам, когда фашисты бомбили Москву, Зельдин в числе многих горожан дежурил на крыше своего дома, тушил зажигательные бомбы, оберегая дом от возможного пожара.
Съёмки продолжались до конца 1941 года. Сцены на ВДНХ снимались в перерывах между авианалётами. В фильме война нашла своё отражение через песню "Хорошо на московском просторе", ставшую истинным украшением картины.
По окончании съёмок Владимир Михайлович уехал вместе с киностудией "Мосфильм" в эвакуацию в Алма-Ату. Зельдин часто ездил на фронт, выступая в концертных бригадах.
В сезоне 1942-1943 годов служил в Русском драматическом театре в Алма-Ате. Здесь он сыграл одну из любимых своих ролей — Теодоро в "Собаке на сене" Лопе де Вега. Из Алма-Аты театр переехал в Чимкент. Вот как он сам говорит о том времени: "На мое поколение, почти целиком выбитое войной, пришлось много всяких испытаний, несчастий. Но почему-то они нас не испортили. Нас жизнь эта, по сегодняшним меркам и жестокая, и нищая, воспитала не алчными, не жадными, не злыми. Да, всё время приходилось бороться за существование, как-то выживать, но мы относились к этому терпимо, терпеливо и были удивительно неприхотливы".
В 1943 году вернулся в Москву, где продолжил работу в Театре транспорта.
В январе 1946 года дебютировал в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля "Учитель танцев" по пьесе Лопе де Вега на сцене Театра Красной (ныне Российской) Армии. Дебют оказался феерическим, спектакль более, чем успешным, и за следующие тридцать лет более 1000 раз Зельдин блистал в роли Альдемаро, а Театр Армии стал для него домом и остаётся им по сей день. После одного из спектаклей к нему в гримёрку заходила поблагодарить Анна Ахматова, и с этим же спектаклем связан единственный режиссёрский опыт артиста, когда Владимир Михайлович сам подготовил молодёжный состав во главе с Фёдором Чеханковым и передал спектакль по наследству.
Владимир Зельдин не изменил Театру Армии за шестьдесят лет, хотя Михаил Царёв звал его к себе в Малый театр, а Рубен Симонов — в Вахтанговский, став одним из ведущих артистов Театра Армии, его флагманом, сыграв множество прекрасных ролей.
Часто ездил с военно-шефскими концертами по стране и за рубеж, среди прочего были поездки в Афганистан.
Сложилась у Владимира Михайловича и кинокарьера после "Свинарки и пастуха" он снялся в ещё одном фильме Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской". Позже были ещё две яркие роли — профессор Серебряков в фильме А. С. Кончаловского "Дядя Ваня" по пьесе А. П. Чехова и Судья в фильме Станислава Говорухина "Десять негритят", снятого по роману Агаты Кристи.
Всего на счету Зельдина более 40 ролей.
7 октября 2013 года принял участие в эстафете олимпийского огня, проходящей в Москве, став самым возрастным факелоносцем за всю историю олимпиад.
Сколько лет Владимиру Зельдину
В 2015 году Владимиру Зельдину исполнилось 100 лет! Он является самым старейшим Народным Артистом СССР и самым старейшим действующим актером России.
Награды, звания и достижения Владимира Зельдина
- Заслуженный артист РСФСР (1954)
- Народный артист РСФСР (1959)
- Народный артист СССР (1975)
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (10 февраля 2010 года) — за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (10 февраля 2005 года) — за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (10 февраля 2000 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства.
- Орден Дружбы (21 июня 1995 года) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами.
- Три ордена Трудового Красного Знамени (1968, 1980).
- Орден Красной Звезды.
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 800-летия Москвы».
- Медаль «В память 850-летия Москвы».
- Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2008 год) — за спектакль «Человек из Ламанчи».
- Сталинская премия второй степени (1951).
- Премия фестиваля «Кинотавр» — в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру» (1995).
- Премия Фонда Станиславского (1995).
- Премия «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству» (2000)
- Театральная премия «Хрустальная Турандот» (2001 — «За долголетнее и доблестное служение театру», 2005 — «Лучшая мужская роль» — Дон Кихот в спектакле «Человек из Ламанчи», ЦАТРА).
- Благодарность «За выдающиеся творческие достижения в сфере музыкального театра» Национального фестиваля «Музыкальное сердце театра» (2006).
- Приз «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска» (2010).
- Академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА».
- Кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2013)
- академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
- Орден «За заслуги в ветеранском движении» (11.12.2014, высшая награда Союза ветеранов России)
- Премия Союзного государства (2014)
Семья Владимира Зельдина
Владимир Зельдин: дети
Владимир был женат трижды, с двумя первыми женами он не расписывался.
Первая жена — Людмила Мартынова, прожили с 1939 по 1940 год. В 1940 она уехала на Украину, последние годы жила в Ялте.
Их общий сын умер в 1941 году.
Вторая жена — актриса Генриетта Островская, снималась с мужем в фильме «Учитель танцев», умерла.
Третья жена — Иветта Евгеньевна Капралова. Женаты с 1964 года.
Жена Владимира Зельдина
Творчество Владимира Зельдина
Роли в театре
Московский театр им. МОСПС (1935—1938)
6.11.1927 — премьера, ввод — «Мятеж» Д. Фурманова, С. Поливанова — узбек — Реж.: Е. О. Любимов-Ланской, Н. П. Темяков
14.11.1932 — премьера, ввод — «Снег» Н. Ф. Погодина — массовка, грузин — Реж. Е. О. Любимов-Ланской
10.01.1936 — премьера — «Дело рядового Шибунина» Л. В. Никулина — Лугин — Режиссёры — Ванин, Василий Васильевич, Давидовский, Константин Алексеевич
28.10.1936 — премьера — «Васса Железнова» Максима Горького — студент — Реж. С. Г. Бирман
24.11.1936 — премьера — «Салют, Испания!» А. Н. Афиногенова — ? — Реж.: И. Н. Берсенев, В. В. Ванин
Театр транспорта (1938—1945)
1938 — «Генеральный консул» братьев Тур и Л. Р. Шейнина — рядовой Гоглидзэ
1938 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — массовка, Реж. Н. О. Волконский
1939 — «Вторые пути» А. Н. Афиногенова — лейтенант Николай Макаров, Реж. Н. В. Петров
1940 — «Комедия ошибок» У. Шекспира — Антифол Сиракузский, Реж. Н. В. Петров
1941 — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Фердинанд, Реж. П. Цетнерович
Алма-Атинский русский драматический театр (1942—1943)
«Собака на сене» Лопе де Вега — Теодоро
«Фронт» А. Корнейчука — Сергей Горлов
Центральный академический театр Российской армии (с 1945 года)
1946—1975 «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега — Альдемаро — Режиссёр — Владимир Канцель
«Укрощение строптивой» Уильям Шекспир — Транио
1945 — «Давным-давно» А. К. Гладкова — поручик Ржевский
1947 — «За тех, кто в море!» Б. Лавренева — офицер Рекало — Режиссёр — Тункель Давид Владимирович
1947 — «Первый гром» М. И. Алигер — Саша — Режиссёры — Попов, Алексей Дмитриевич, Кнебель, Мария Осиповна
1948 — «Замужняя невеста» — Любим
1948 — «Последние рубежи» — Ножкин
1949 — «Тихий океан» И. Л. Прута — Вахтанг Джибели — Режиссёр — Тункель Давид Владимирович
1949 — «Флаг адмирала» А. П. Штейна — флаг-офицер Д. Н. Сенявин
1949 — «Закон Ликурга» — Клайд Грифитс
1952 — «Песнь о черноморцах» Б. Лавренева — Костя Ставриди («Балаклавская рыбалка») — Режиссёр — Тункель Давид Владимирович
1952 — «Стрекоза» — Кохта
1954 — «Мечты Кинолы» — Альфонсо Фонтанарес
1956 — «Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу — Френк Гарднер — Режиссёр — Львов-Анохин, Борис Александрович
1957 — «Моя семья» Эдуардо де Филиппо — Коррадо Куокко — Режиссёр — Шатрин, Александр Борисович
1957 — «Караван» И. В. Штока — капитан-лейтенант Дядичев — Режиссёр — Тункель, Давид Владимирович
1958 — «Люди, которых я видел» С. С. Смирнова — командир батальона Громов — Режиссёр - Шатрин, Александр Борисович
1958 — «Средство Макропулоса» К. Чапека — Альберт Грегор
1958 — «Юстина» Х. Вуолийоки — Роберт Хармалахти — Режиссёр — Шатрин, Александр Борисович
1959 — «Спать опасно» А. М. Вердяна — Гайк — Режиссёр — Харламова, Александра Алексеевна
1959 — «Внук короля» Л. Р. Шейнина — Ашот Бароян — Режиссёры — Тункель, Давид Владимирович, Шатрин, Александр Борисович
1960 — «Якорная площадь» И. В. Штока — капитан Бондарь — Режиссёр — Тункель, Давид Владимирович
1962 — «Под одной из крыш» — Петров
1961 — «Океан» А. П. Штейна — лейтенант Часовников
1962 — «Яков Богомолов» М. Горького — Ладыгин
1963 — «Душа солдата» — Дымов
1965 — «Дикий капитан» — Историческая истина
1965 — «Приглашение к подвигу» — 1-я маска
1965 — «Есть у моря свои законы» — Субботин
1966 — «Физики» — Эрнст Эрнести
1971 — «Человек со стороны» — Манагаров
1967 — «Надежда Милованова» — Фотограф
1969 — «Ринальдо идёт в бой» — Ринальдо, позднее — Кьерикуцца
1970 — «Раскинулось море широко» — Чижов
1967 — «Мастера времени или Часовщик и курица» — граф Лундышев
1971 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Режиссёр: А. А. Попов — Александр Владимирович Серебряков — реж. — А. А. Попов
1972 — «Тот, кто получает пощёчины» — граф Манчини
1976 — «Экзамены никогда не кончаются» — Гульельмо
1988 — «Ужасные родители» — Жорж
1981 — «Последний пылко влюблённый» — Барни Кэшмен
1983 — «Моя профессия — синьор из общества» — Леонида Папагатто
1984 — «Идиот» — Тоцкий
1993 — «Бриллиантовая орхидея» — Максимилиан Ортон
1995 — «Загнанная лошадь» — лорд Честерфильд
1998 — «Изобретательная влюблённая» — капитан Бернардо
1977 — «Комическая фантазия» — барон Мюнхгаузен
1999 — «Приглашение в замок» — Мессершман
1986 — «Деревья умирают стоя» — синьор Фернандо Бальбоа
2004 — «Человек из Ламанчи» Дейл Вассерман (англ. Dale Wasserman), Джон Дэрион. Режиссёр: Юлий Гусман — Сервантес / Дон Кихот
2005 — «Давным-давно» Александр Гладков. Режиссёр: Борис Морозов — М. И. Кутузов
2010 — «Танцы с учителем», Режиссёр-постановщик: Ю. С. Гусман — Владимир Михайлович Неделин
2015 (10 февраля — премьера) — «100, или Танцы со временем» Режиссёр-постановщик: Ю. С. Гусман
Московский драматический театр «Модернъ» п/р Светланы Враговой
«Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского. Режиссёр: Борис Щедрин — Князь
Фильмография
1938 — Семья Оппенгейм — гость на дне рождения Бертольда (эпизод, в титрах не указан)
1941 — Свинарка и пастух — Мусаиб Гатуев
1944 — Иван Грозный — эпизод
1947 — Сказание о земле Сибирской — Борис Григорьевич Оленич
1952 — Учитель танцев — Альдемаро
1955 — В квадрате 45 — Шмелев-Потапов, диверсант
1956 — Карнавальная ночь — Николаев, клоун
1960 — Повесть пламенных лет — Грибовский Евгений
1961 — Укрощение строптивой — Люченцио
1964 — Царская невеста — Бомелий
1966 — Залп «Авроры» — Андронников
1967 — Берег надежды — Ванденберг
1968 — Штрихи к портрету В. И. Ленина — Малиновский
1970 — Дядя Ваня — Александр Владимирович Серебряков
1970 — Миссия в Кабуле — майор Стевени, британский военный атташе
1972 — Вино из одуванчиков — Джон Бентли
1973 — С тобой и без тебя — отец Фёдора
1973 — 1977 — Блокада — фон Лееб, фельдмаршал
1975 — На край света… — отец Володи
1975 — Это мы не проходили — капитан 1-го ранга, партнёр на танцах (эпизод)
1975 — Полковник в отставке — Иван Михайлович
1975 — Страх высоты — Дягилев
1975 — Центровой из поднебесья — эпизод
1976 — Всегда со мною — Лугин
1976 — Принцесса на горошине — Обергофмейстер
1978 — Дуэнья — Дон Джеромо
1978 — 31 июня — король Меллиот / мистер Диммок
1979 — Добряки — Витальев
1979 — Инспектор Гулл — Артур Берлинг
1980 — Рафферти — сенатор Феллоуз, председатель комиссии
1981 — Женщина в белом — Фредерик Фэрли, эсквайр
1983 — Тайна «Чёрных дроздов» — комиссар полиции
1985 — Марица — Шандор
1985 — Победа — Дж. Ф. Бирнс, госсекретарь США
1986 — Валенсианская вдова — рассказчик / дядюшка Лусенсьо
1987 — Десять негритят — Уоргрейв, судья
1988 — Запретная зона — Дачник
1989 — Канувшее время — Соловьёв
1990 — Искушение Б. — Пал Палыч
1990 — Арбатский мотив — Родион
1990 — Последняя осень — Желтухин
1991 — Дьявольские куклы мадам Мэндилип — доктор Лоуэлл
1997 — Вино из одуванчиков — мистер Сполдинг
1997 — Полицейские и воры — Дедушка
1998 — Классик — Вася Резаный
1999 — Утро не время для девочек (короткометражный)
1999 — Женщин обижать не рекомендуется — Идкинд
2000 — Формула счастья
2001 — Ералаш — Выпуск № 151 («Зонтик»)
2004 — Даша Васильева 2. Любительница частного сыска. Дама с коготками — Вольдемар
2006 — Андерсен. Жизнь без любви — сторож в театре
2006 — Бес в ребро, или Великолепная четвёрка — тесть Бориса
2006 — Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя — старый клоун
2006 — Парк советского периода — Мусаиб
2006 — Чёртово колесо — Арсений Петрович, профессор
2007 — Счастливы вместе (3-й сезон) — коллекционер
2010 — Сваты 4 — Николай Николаевич, отец Ольги Николаевны
2011 — Сваты 5 — Николай Николаевич, отец Ольги Николаевны
Читайте также: